Обучение грамоте средствами субъективизации. Часть №3.

Обучение грамоте средствами субъективизации. Часть №2.

Г.А. БАКУЛИНА,
доктор педагогических наук,профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах
Вятского государственного педагогического университета

Мобилизующий этап

На доске с помощью рисунков изобра­жены следующие предметы: кот, кит, му­ха, мёд, дорога, дерево.

— Назовите изображенные на доске предметы и постарайтесь их запомнить. (Дети хором называют предметы. После этого учитель просит детей закрыть глаза и делает четыре перестановки.)

Откройте глаза. Скажите, в какой после­довательности были изображены предметы первоначально, в каком порядке они стоят по- еле перестановки и какие предметы поменя­ли свои места. (Дети отвечают. После этого учитель распределяет изображенные предме­ты на две группы. В первой группе: кит, кот, муха. Во второй: мёд, дорога, дерево.

Актуализация знаний учащихся

— Назовите предметы, изображенные в первой группе. (В первой группе изображе­ны кит, кот, муха.)

Назовите предметы, изображенные во второй группе. (Во второй группе изобра­жены: мёд, дорога, дерево.)

С помощью чего вы назвали изображен­ные предметы? (Мы назвали предметы с по­мощью слов.)

Чем отличается предмет от слова? (Дети отвечают.)

Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно. (Из первой группы можно исключить слово муха, так как в нем два слога, а в словах кит и кот — по одному. В слове муха четыре звука, а в словах кит и кот — по три. Сло­во муха оканчивается на гласный звук, а слова кит и кот — на согласный.)

Какое слово можно исключить из второй группы? (Из второй группы можно исклю­чить слово мёд, так как в нем один слог, а в словах дорога и дерево — по три. В слове мёд три звука, а в словах дорога и дерево — по шесть. Слово мёд оканчивается на со­гласный звук, а слова дорога и дерево — на гласный.)

Формулирование учащимися темы и цели урока

—Произнесите первые звуки исключен­ных слов и сформулируйте тему сегодняш­него урока. (Слово муха начинается со зву­ка [м], а слово мёд — со звука [м’]. Значит, тема сегодняшнего урока — «Звуки [м] и [м’] и буква, которая их обозначает».)

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Цель формулируется с использованием опорных слов: познако­миться…, учиться отличать…, учиться чи­тать…) (Цель нашего урока — познако­миться со звуками [м] и [м’] и буквой, кото­рая их обозначает; учиться отличать звуки [м] и [м’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.)

Знакомство с новыми звуками

— Произнесите слово муха, выделяя в нем первый звук. (М-м-м-уха.)

Назовите первый звук. (Это звук [м].)

Произнесите звук [м] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые ор­ганы речи при его произнесении. (При про­изнесении звука [м] губы плотно сжимают­ся, не растягиваясь в стороны. Зубы не каса­ются друг друга. Язычок лежит свободно.)

Произнесите звук [м] еще раз, определи­те, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звуча­ния, какой звук следует за ним, и сделайте соответствующие выводы. (При произнесе­нии звука [м] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесе­нии слышится голос и шум. Значит, он звон­кий. Звук [м] произносится твердо и за ним стоит звук [у]. Значит, он твердый.)

Рекомендуем другие статьи:

Дайте короткую характеристику звука [м]. (Звук [м] согласный, звонкий, твердый.)

Поскольку мухи очень любят мёд, да­вайте поработаем с этим словом. Произне­сите слово мёд, выделяя в нем первый звук. (М-м-м-ёд.)

Назовите первый звук в слове мёд. (Это звук [м’].)

Произнесите звук [м’] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ. (При произнесении звука [м’] воздух встречает преграду. Значит, он со­гласный. При произнесении звука [м’] слы­шится голос и шум. Значит, он звонкий. Звук [м’] произносится мягко. Значит, он мягкий.)

Коротко охарактеризуйте звук [м’]. (Звук [м’] согласный, звонкий, мягкий.)

Мы не просто говорим сегодня о мухе, ко­торая любит мёд. У нас в гостях Муха-Цоко­туха. Это героиня какого произведения? (Му­ха-Цокотуха — это героиня сказки Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха».)

Что купила Муха-Цокотуха на базаре, когда нашла денежку? (Муха-Цокотуха ку­пила самовар.)

Составьте звуковую схему слова само­вар. (Дети составляют схему.) Дайте харак­теристику нового звука. (Дети характеризу­ют звук [м].)

К праздничному столу Муха-Цокотуха покупала продукты. Вспомните тему урока и назовите продукты, которые могла купить именинница. (Муха-Цокотуха могла купить мясо, макароны, масло, молоко, маргарин, мандарины, майонез. И т.д.)

Продуктов оказалось так много, что Му­ха растерялась, какие блюда ей следует при­готовить. Поможем имениннице. Я буду на­зывать по два блюда, а вы выберите нужное. Мясной бульон или рыбный бульон? (Мяс­ной бульон.)

Салат из моркови или из свеклы? (Салат из моркови.)

Яблоки моченые или печеные? (Яблоки моченые.)

На десерт мороженое или торт? (Моро­женое.)

Какие ягоды: малина или черника? (Ма­лина.)

Наконец, какой напиток: морс или квас? (Морс.)

Какие цветы подарил Комарик Мухе: маргаритки или гвоздики? (Комарик пода­рил Мухе маргаритки.)

Охарактеризуйте новый звук в слове маргаритки. В слове маргаритки звук [м]. Он согласный, звонкий, твердый.)

Физкультминутка

На физкульминутке мы определим, кто пришел в качестве гостей на именины к Му­хе-Цокотухе. Если пришел гость долго­жданный (т.е. в его названии есть звук [м] или [м’]), то мы ему вместе с Мухой делаем низкий поклон. Если гость пришел без при­глашения, мы прячемся от него за стул.

Мотыльки, носорог, мошкара, тигр, му­равьи, лев, шмели, волк, моль, москиты.

Знакомство с новой буквой

— Мы сейчас перелистаем записную книжечку Мухи-Цокотухи, на каждой стра­нице которой есть какая-либо буква. Как только вы увидите букву, которая обознача­ет звуки [м] и [м’], сразу хлопаете в ладоши.

Как называется эта буква? (Это буква «эм».)

На что похожа буква М? (Буква М напо­минает рисунок кремлевской стены. Буква М похожа на перевернутый флажок.)

Станьте попарно и изобразите букву М. В какой квадратик «ленты букв» мы поме­стим букву М и почему? (Букву М мы по­местим в синий квадратик, так как она со­гласная.)

Обучение грамоте средствами субъективизации. Часть №4.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *