Организация проектной деятельности на уроках русского языка

Н.Н. МУЛЯРЧИК,

учитель начальных классов, школа № 41, г. Омск

На современном этапе перед системой образования стоит актуальная задача воспитания социально активной, ответственной, мобильной личности, способной к осмыслению жизни, преобразованию общества, обладающей положительным отношением к труду, умеющей определять стратегии личной жизни, нести ответственность за выбор путей и способов достижения целей, приверженный гуманистическим ценностям. Ставится вопрос о необходимости построения образовательного процесса таким образом, чтобы в нем была среда, позволяющая создавать условия для развития всех вышеназванных качеств и черт личности. Преобразование процесса должно осуществляться так, чтобы обучающийся находился в активной позиции познающего, ошибался, искал пути выхода из сложных учебных и социальных ситуаций, совершал выбор и нес за него ответственность Н.Н. Суртаева.

Изменение цели и задач образования и воспитания требует соответственно и применение новых современных педагогических технологий. На наш взгляд, именно проектная технология способствует формированию у ученика высокого уровня познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, формирует у обучающихся умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

Проектная технология способствует также развитию ключевых компетенций, обучающихся: умению работать в команде, искать компромисс, добиваться результатов.

При систематическом использовании проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности стимулируется творческая активность учеников, их самостоятельность, формируются исследовательские умения.

В настоящей статье описан опыт организации проектной деятельности на уроках русского языка во II и III классах (программа и учебники Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой).

Во II классе при изучении темы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» обучающимся, предлагалось поработать над проектом «Грамматика весны».

Цель проекта была сформулирована следующим образом: самостоятельный поиск и подбор материалов к теме. Работа проводилась по группам, которые были сформированы по желанию учащихся, исходя из уровня их учебных возможностей и способностей, сложившегося опыта коммуникаций. Количество учащихся в группах варьировалось от трех до семи. Некоторые ученики сочли возможным для себя поработать одновременно в нескольких миниколлективах.

Каждая группа получила свое задание.

Приведем примеры заданий и материалов, подобранных обучающимися.

1-я группа — найти «весенние» слова на заданную орфограмму, подобрать к ним проверочные слова, отметив сильные и слабые позиции.

В..сенний — вёсны, скв..рцы — скворушка, отт..пель — тёплый, гр..чи — грач, к..пель — капает, поз..ленело — зелень и т.д.

2-я группа — придумать предложения со словами на изученную орфограмму.

На лугах заз..ленела тр..ва. Скоро прил..тят г..в..рливые гр..чи. В..сёлые руч..йки зиму ун..сли.

3-я группа — найти отрывки из художественных произведений, где были бы слова с изучаемой орфограммой.

* * *

Ул..тела ласточка за трид..вять з..мель…

Возвр..щайся, Ласточка!

На дв..ре апрель.

Возвр..щайся, Ласточка!

Только не одна:

Пусть с тобою, Ласточка,

Прилетит В..сна!

Б. Заходер

* * *

Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Г..в..рят, скв..рцы в..рнулись!

Г..в..рят, пришла в..сна!

А на улице мороз,

Снег л..тит к..лючий,

И п..лзут по ..блакам

В белых шубах тучи.

Ждём, в..сна, д..вным&д..вно,

А ты бродишь где&то!

Без тебя ведь не придёт

Солнечное лето!

Г. Лагздынь

* * *

Б..жит ручей,

Сп..шит, звенит,

В..лной св..ей играет.

А снизу бурные ключи

В б..ка его т..лкают.

Л. Шарапова

* * *

С нею солнце краше

И в..сна м..лей,

Прощ..бечь с дороги

Нам привет ск..рей!

А. Плещеев

* * *

Люблю гр..зу в начале мая,

Когда в..сенний первый гром,

Как бы р..звяся и ..грая,

Гр..хочет в небе голубом.

Ф. Тютчев

* * *

Уж тает снег, б..гут ручьи,

В ..кно повеяло в..сною…

Засвищут скоро сол..вьи,

И лес оденется л..ствою…

А. Плещеев

* * *

А я, цв..точек жёлтенький,

С з..лёным ст..б..льком.

Раскроюсь утром ранним,

Закроюсь в..ч..рком.

С. Маршак

4-я группа — найти пословицы, поговорки о весне, в которых есть слова на изучаемое правило.

В..да пот..кла, в..сну прин..сла.

В..сна кр..сна цв..тами, а ос..нь — пирогами.

Апрель с в..дой, май с тр..вой.

В..сна днём кр..сна.

Кто спит в..сною, плачет з..мою.

Вешняя п..ра — поел да со дв..ра.

5-я группа — диктант на заданную тему.

Грачи

После морозной зимы приходит весна. Тает снег. День становится длиннее. Грачи первыми прилетают к нам с юга. В народе говорят: «Грачи весну принесли» (Марьям Гаджиева, Люба Котова, Женя Кейлер).

Весной

Рекомендуем другие статьи:

Наступила весна. На крышах появились сосульки. Побежали хлопотливые ручейки. Птички весело защебетали. Весенние деньки стали длиннее. На сугробах появились проталины (Костя Проводников, Артём Абашев, Даниил Дружков).

Весна пришла

Наконец-то пришла весна. После долгой и снежной зимы хочется выйти во двор и вдохнуть запах тёплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Не успел сойти снег, как начала пробиваться молодая зелень. Вскоре всё покроется зелёным ковром. Деревья оденутся в пышную листву.

Солнце светит радостно. Люди сняли с себя тёплые шубы и пальто. Вокруг все в красивых нарядах. Все рады приходу весны (Юлия Михайлова, Катя Варганова, Лера Яксина).

6-я группа — придумать стихи о весне и красивые выражения, прославляющие «утро года».

* * *

Весна, весна!

Надежд пора!

Унынье гонит со двора!

Весна, весна!

Тепла пора!

Улыбки радости с утра!

* * *

Сосульки капают весной,

Вновь с юга птички прилетают.

Ручьи стремительно бегут.

Подснежник юный расцветает.

* * *

Ласточки нежно щебечут,

Солнышко ярче блестит.

Листья везде зеленеют.

Задорно журчат ручейки.

* * *

Мы поём гимн весне за красоту, за вечное обновление, за первые нежные цветы, за мамин праздник — 8 Марта.

Мы прославляем весну за солнце яркое, за щебетание птиц, за звон капели, за зелень деревьев.

Я родилась весной. Я — сама весна (Игорь Репко, Юлия Михайлова, Марьям Гаджиева, Влад Ювженко, Настя Богданова).

7-я группа — подготовить рисунки весенних пейзажей.

В итоге работы над проектом был накоплен большой материал по теме «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением», который был использован на последующих уроках как для фронтальной, так и для индивидуальной, дифференцированной работы и работы в парах.

Подготовленные материалы нашли применение и на открытом уроке для родителей будущих первоклассников. Были названы все фамилии учеников, которые подбирали или создали тексты, это вызвало у школьников эмоциональный отклик: они были очень горды, что именно их группа подготовила то или иное задание. Фрагменты текста диктанта читали и диктовали ученики-авторы. Так второклассники побывали еще и в роли учителя. Был подобран соответствующий музыкальный ряд, а также физкультминутка на тему «Весна». Оформление доски художественными работами учащихся вносило в открытый урок элемент праздничности, значимости события.

В III классе был реализован проект «Грамматика зимы». Главная грамматическая тема, над которой шла работа, — «Парные согласные в корне». Методика проведения проекта была аналогичной предыдущей, но было добавлено еще несколько этапов.

1. Найдите отрывки из песен на нужную орфограмму.

* * *

У леса на опу..ке жила зима в избушке,

Она сне..ки солила в берёзовой кадушке.

Потоло.. ледяной, дверь скрипучая,

За шершавой стеной тьма колючая.

Как пойдёшь за поро.., всюду иней,

А из окон поро.. синий-синий.

* * *

Не шагал бы Де.. Моро.. к нам через ухабы,

Лё.. на речке не замёр.. кабы, кабы, кабы.

* * *

Мы все с де..ских ле.. его знаем,

Повсюду желанный он гос..ь,

Его мы с улы..кой встречаем,

Уж так на Руси повелось.

* * *

Ве..ку нарядную ниже опусти,

Нас шоколадною пли..кой угости.

Бусы повесили, встали в хорово..,

Весело, весело встретим Новый го..

2. Найдите загадки, отгадки на которые содержат изучаемую орфограмму.

* * *

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша — толстое стекло.

(Лёд, прорубь)

* * *

На дворе горой,

А в избе водой.

(Сугроб)

* * *

По колено воды, а не напьёшься. (Снег)

Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)

3. Придумайте синквейн о зиме.

* * *

Зима.

Холодная, снежная.

Радует, морозит, белит.

Прекрасная возможность заняться зимними видами спорта.

Свежесть (Лера Я., Настя Б., Влад Ю., Марай О., Сархан А.).

* * *

Зима.

Белая, морозная.

Удивляет, усыпляет, холодит.

Зима — это девушка, укрытая белым покрывалом с блёстками.

Холод (Маша Б., Ева З., Илья К., Егор М.).

В ходе реализации проектного замысла у школьников формируется способность приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических учебных задач по предмету, приобретаются коммуникативные навыки и умения при работе в группах, парах, когда необходимо планировать результат, решать возникающие проблемы, быть в роли лидера и подчиненного, слушать и слышать своего товарища, аргументировать свою точку зрения, считаться с чужим мнением для пользы общего дела. Таким образом, происходит воспитание чувства ответственности, сопричастности к общему делу, формируется умение общаться друг с другом.

Задания, носящие продуктивный характер, способствуют творческому самовыражению, развитию креативности как черты личности школьника.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *