Организация проектной деятельности на уроках русского языка

Н.Н. МУЛЯРЧИК,

учитель начальных классов, школа № 41, г. Омск

На современном этапе перед системой образования стоит актуальная задача воспитания социально активной, ответственной, мобильной личности, способной к осмыслению жизни, преобразованию общества, обладающей положительным отношением к труду, умеющей определять стратегии личной жизни, нести ответственность за выбор путей и способов достижения целей, приверженный гуманистическим ценностям. Ставится вопрос о необходимости построения образовательного процесса таким образом, чтобы в нем была среда, позволяющая создавать условия для развития всех вышеназванных качеств и черт личности. Преобразование процесса должно осуществляться так, чтобы обучающийся находился в активной позиции познающего, ошибался, искал пути выхода из сложных учебных и социальных ситуаций, совершал выбор и нес за него ответственность Н.Н. Суртаева.

Изменение цели и задач образования и воспитания требует соответственно и применение новых современных педагогических технологий. На наш взгляд, именно проектная технология способствует формированию у ученика высокого уровня познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, формирует у обучающихся умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

Проектная технология способствует также развитию ключевых компетенций, обучающихся: умению работать в команде, искать компромисс, добиваться результатов.

При систематическом использовании проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности стимулируется творческая активность учеников, их самостоятельность, формируются исследовательские умения.

В настоящей статье описан опыт организации проектной деятельности на уроках русского языка во II и III классах (программа и учебники Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой).

Во II классе при изучении темы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» обучающимся, предлагалось поработать над проектом «Грамматика весны».

Цель проекта была сформулирована следующим образом: самостоятельный поиск и подбор материалов к теме. Работа проводилась по группам, которые были сформированы по желанию учащихся, исходя из уровня их учебных возможностей и способностей, сложившегося опыта коммуникаций. Количество учащихся в группах варьировалось от трех до семи. Некоторые ученики сочли возможным для себя поработать одновременно в нескольких миниколлективах.

Каждая группа получила свое задание.

Приведем примеры заданий и материалов, подобранных обучающимися.

1-я группа — найти «весенние» слова на заданную орфограмму, подобрать к ним проверочные слова, отметив сильные и слабые позиции.

В..сенний — вёсны, скв..рцы — скворушка, отт..пель — тёплый, гр..чи — грач, к..пель — капает, поз..ленело — зелень и т.д.

2-я группа — придумать предложения со словами на изученную орфограмму.

На лугах заз..ленела тр..ва. Скоро прил..тят г..в..рливые гр..чи. В..сёлые руч..йки зиму ун..сли.

3-я группа — найти отрывки из художественных произведений, где были бы слова с изучаемой орфограммой.

* * *

Ул..тела ласточка за трид..вять з..мель…

Возвр..щайся, Ласточка!

На дв..ре апрель.

Возвр..щайся, Ласточка!

Только не одна:

Пусть с тобою, Ласточка,

Прилетит В..сна!

Б. Заходер

* * *

Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Г..в..рят, скв..рцы в..рнулись!

Г..в..рят, пришла в..сна!

А на улице мороз,

Снег л..тит к..лючий,

И п..лзут по ..блакам

В белых шубах тучи.

Ждём, в..сна, д..вным&д..вно,

А ты бродишь где&то!

Без тебя ведь не придёт

Солнечное лето!

Г. Лагздынь

* * *

Б..жит ручей,

Сп..шит, звенит,

В..лной св..ей играет.

А снизу бурные ключи

В б..ка его т..лкают.

Л. Шарапова

* * *

С нею солнце краше

И в..сна м..лей,

Прощ..бечь с дороги

Нам привет ск..рей!

А. Плещеев

* * *

Люблю гр..зу в начале мая,

Когда в..сенний первый гром,

Как бы р..звяся и ..грая,

Гр..хочет в небе голубом.

Ф. Тютчев

* * *

Уж тает снег, б..гут ручьи,

В ..кно повеяло в..сною…

Засвищут скоро сол..вьи,

И лес оденется л..ствою…

А. Плещеев

* * *

А я, цв..точек жёлтенький,

С з..лёным ст..б..льком.

Раскроюсь утром ранним,

Закроюсь в..ч..рком.

С. Маршак

4-я группа — найти пословицы, поговорки о весне, в которых есть слова на изучаемое правило.

В..да пот..кла, в..сну прин..сла.

В..сна кр..сна цв..тами, а ос..нь — пирогами.

Апрель с в..дой, май с тр..вой.

В..сна днём кр..сна.

Кто спит в..сною, плачет з..мою.

Вешняя п..ра — поел да со дв..ра.

5-я группа — диктант на заданную тему.

Грачи

После морозной зимы приходит весна. Тает снег. День становится длиннее. Грачи первыми прилетают к нам с юга. В народе говорят: «Грачи весну принесли» (Марьям Гаджиева, Люба Котова, Женя Кейлер).

Весной

Наступила весна. На крышах появились сосульки. Побежали хлопотливые ручейки. Птички весело защебетали. Весенние деньки стали длиннее. На сугробах появились проталины (Костя Проводников, Артём Абашев, Даниил Дружков).

Весна пришла

Наконец-то пришла весна. После долгой и снежной зимы хочется выйти во двор и вдохнуть запах тёплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Не успел сойти снег, как начала пробиваться молодая зелень. Вскоре всё покроется зелёным ковром. Деревья оденутся в пышную листву.

Солнце светит радостно. Люди сняли с себя тёплые шубы и пальто. Вокруг все в красивых нарядах. Все рады приходу весны (Юлия Михайлова, Катя Варганова, Лера Яксина).

6-я группа — придумать стихи о весне и красивые выражения, прославляющие «утро года».

* * *

Весна, весна!

Надежд пора!

Унынье гонит со двора!

Весна, весна!

Тепла пора!

Улыбки радости с утра!

* * *

Сосульки капают весной,

Вновь с юга птички прилетают.

Ручьи стремительно бегут.

Подснежник юный расцветает.

* * *

Ласточки нежно щебечут,

Солнышко ярче блестит.

Листья везде зеленеют.

Задорно журчат ручейки.

* * *

Мы поём гимн весне за красоту, за вечное обновление, за первые нежные цветы, за мамин праздник — 8 Марта.

Мы прославляем весну за солнце яркое, за щебетание птиц, за звон капели, за зелень деревьев.

Я родилась весной. Я — сама весна (Игорь Репко, Юлия Михайлова, Марьям Гаджиева, Влад Ювженко, Настя Богданова).

7-я группа — подготовить рисунки весенних пейзажей.

В итоге работы над проектом был накоплен большой материал по теме «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением», который был использован на последующих уроках как для фронтальной, так и для индивидуальной, дифференцированной работы и работы в парах.

Подготовленные материалы нашли применение и на открытом уроке для родителей будущих первоклассников. Были названы все фамилии учеников, которые подбирали или создали тексты, это вызвало у школьников эмоциональный отклик: они были очень горды, что именно их группа подготовила то или иное задание. Фрагменты текста диктанта читали и диктовали ученики-авторы. Так второклассники побывали еще и в роли учителя. Был подобран соответствующий музыкальный ряд, а также физкультминутка на тему «Весна». Оформление доски художественными работами учащихся вносило в открытый урок элемент праздничности, значимости события.

В III классе был реализован проект «Грамматика зимы». Главная грамматическая тема, над которой шла работа, — «Парные согласные в корне». Методика проведения проекта была аналогичной предыдущей, но было добавлено еще несколько этапов.

1. Найдите отрывки из песен на нужную орфограмму.

* * *

У леса на опу..ке жила зима в избушке,

Она сне..ки солила в берёзовой кадушке.

Потоло.. ледяной, дверь скрипучая,

За шершавой стеной тьма колючая.

Как пойдёшь за поро.., всюду иней,

А из окон поро.. синий-синий.

* * *

Не шагал бы Де.. Моро.. к нам через ухабы,

Лё.. на речке не замёр.. кабы, кабы, кабы.

* * *

Мы все с де..ских ле.. его знаем,

Повсюду желанный он гос..ь,

Его мы с улы..кой встречаем,

Уж так на Руси повелось.

* * *

Ве..ку нарядную ниже опусти,

Нас шоколадною пли..кой угости.

Бусы повесили, встали в хорово..,

Весело, весело встретим Новый го..

2. Найдите загадки, отгадки на которые содержат изучаемую орфограмму.

* * *

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша — толстое стекло.

(Лёд, прорубь)

* * *

На дворе горой,

А в избе водой.

(Сугроб)

* * *

По колено воды, а не напьёшься. (Снег)

Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)

3. Придумайте синквейн о зиме.

* * *

Зима.

Холодная, снежная.

Радует, морозит, белит.

Прекрасная возможность заняться зимними видами спорта.

Свежесть (Лера Я., Настя Б., Влад Ю., Марай О., Сархан А.).

* * *

Зима.

Белая, морозная.

Удивляет, усыпляет, холодит.

Зима — это девушка, укрытая белым покрывалом с блёстками.

Холод (Маша Б., Ева З., Илья К., Егор М.).

В ходе реализации проектного замысла у школьников формируется способность приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических учебных задач по предмету, приобретаются коммуникативные навыки и умения при работе в группах, парах, когда необходимо планировать результат, решать возникающие проблемы, быть в роли лидера и подчиненного, слушать и слышать своего товарища, аргументировать свою точку зрения, считаться с чужим мнением для пользы общего дела. Таким образом, происходит воспитание чувства ответственности, сопричастности к общему делу, формируется умение общаться друг с другом.

Задания, носящие продуктивный характер, способствуют творческому самовыражению, развитию креативности как черты личности школьника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *