Организация взаимопомощи учащихся на уроках математики

Э.И. ИВЛЕВА,
учитель высшей квалификационной категории, школа № 17 г. Полысаево Кемеровской области

Опыт шестилетней работы по организации и проведению коллективных учебных занятий в начальных классах убеждает нас не только в возможности, но и в преимуществе обучения математике по методу непрерывной передачи знаний.

При этом мы ни в коей мере не исключаем значимости и достоинств известных методик (методики А.Г. Ривина, взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем и др.), их роли и места в развитии практики образования.

Основное преимущество метода непрерывной передачи знаний, на наш взгляд, в его технологичности. Под технологичностью мы понимаем его управляемость, эффективность по результатам и оптимальным затратам времени, сил, средств; воспроизводимость, т.е. возможность его применения в других образовательных учреждениях, другими учителями.

Метод непрерывной передачи знаний — это, по сути, одномаршрутный вариант организации работы учеников в изучении программного материала.

Однонаправленность характера обучения «сверху вниз» по типу «лесенки» (когда идущие впереди ученики являются учителями и консультантами для тех, кто в изучении темы следует за ними) упрощает для учителя-профессионала задачу управления учебным процессом.

Немаловажным фактором является возможность построить обучение на основе существующих в общеобразовательной школе учебников. В учебниках «Математика» II, III и IV классов (программа 1-4) авторов М.И. Моро и др., на наш взгляд, заложены потенциальные возможности обучения в условиях организации сотрудничества «по вертикали». Ученикам предлагаются алгоритмы действий, что позволяет развивать умения и навыки самостоятельной работы.

Подготовительный период для организации обучения по технологии коллективного способа обучения предполагает следующую деятельность учителя:

I. Структурирование учебного материала и определение сроков работы.

В соответствии с содержанием учебника весь программный материал разбивается на крупные блоки и определяются примерные сроки окончания работы над материалом каждого блока.

Математика, III класс (1-4).
Блок-1. Повторение — 14 сентября
Блок-2. Табличное умножение и деление — 9 декабря
Блок-3. Внетабличное умножение и деление — 5 февраля
Блок-4. Деление с остатком — 18 февраля
Блок-5. Числа от 1 до 1000. Нумерация. Устные вычисления — 6 апреля
Блок-6. Приемы письменных вычислений — 12 мая
Блок-7. Повторение — 28 мая

II. Создание программ-вопросников и определение их количества по каждому блоку.

Программа-вопросник (П-В) — это план работы ученика на одно-два учебных занятия. П-В состоит из темы, теоретической и практической части.

В теоретическую часть входят вопросы для повторения и изучения нового материала. После каждого вопроса в скобках указываются страницы учебника, где находится ответ на данный вопрос. В случае, если ученик забыл или затрудняется ответить, он может обратиться к учебнику. При изучении нового материала П-В содержит реко

мендации в виде таблиц или схем. При этом практическая часть П-В предполагает два уровня заданий: базовый уровень, который включает в себя задания из учебника математики (указываются номера и страницы учебника), и уровень, содержащий дополнительные задания и задания на смекалку.

Организация взаимопомощи учащихся на уроках математики

II. Запиши три двузначных числа, в которых число десятков больше числа единиц в 2 раза.

В своей работе автор использует систему обучения проф. В. Дьяченко.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *