Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании

В.П. ПРОВОТОРОВА,
учитель начальных классов, школа № 2, г. Новоаннинский, Волгоградская область

Патриотическое воспитание всегда было актуальным и важным, но недавно оно было недостаточно востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства. Положение изменилось с принятием правительством государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», благодаря которой школы получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и потому оно не наследуется, а формируется. Как невозможно одними призывами научить любить родителей, так невозможно только по книгам воспитать из школьника гражданина. Патриотизм должен формироваться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.

Известно, что патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. «Семья всегда являлась и остается социокультурной средой и пространством социализации личности ребенка. Отец и мать собственным примером отношения к труду, земле-матушке, приобщением ребенка к истокам русской культуры через колыбельную, сказку, песню опосредованно, ненавязчиво формировали ценнейшие качества личности своего ребенка, видя в нем, прежде всего, достойного гражданина своей Родины» [2, 3].

Именно в семье закладывается социокультурное пространство, где осуществляется преемственность поколений, социализация и культурное развитие детей, которое включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Семья не способна существовать автономно. Она находится в постоянном взаимодействии с учебно-воспитательными учреждениями, трудовыми коллективами, культурно-досуговыми учреждениями, религиозными конфессиями, общественными объединениями и в конечном счете государством.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Залогом успеха в реализации данного закона является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

Задача педагога в этом случае — организовать такое взаимодействие школы и семьи, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и часто вызывают лишь недоумение.

Результаты диагностики показывают, что не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Во многих семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений, некоторые родители заботятся только о материальном достатке семьи, недооценивают нравственную сторону воспитания, мало интересуются успехами ребенка в школе. Причины этого разные: одни семьи не хотят заниматься воспитанием ребенка, другие не умеют это делать, а третьи не понимают, зачем это нужно. В таких семьях дети, предоставленные самим себе, воспитываются по воле случая. Родители не отрицают тот факт, что патриотическое воспитание необходимо, в то же время не каждая семья способна организовать соответствующий досуг своего ребенка не потому, что у родителей нет желания, но им не хватает знаний, и поэтому свободное время уходит на что-то другое. Есть родители, которые посещают исторические места, музеи, но не знают, на что обратить внимание ребенка в этих местах. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь образовательного учреждения.

Исходя из этого, школы должны построить свою работу по трем основным направлениям:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса (педагогов, детей и их родителей);
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс.

В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию младших школьников выступают:

  • родительские собрания патриотической направленности, тематика которых определяется классным руководителем в соответствии с целями и задачами работы школы по патриотическому воспитанию;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии).

Обсуждая на родительских собраниях вопросы патриотического воспитания, важно подчеркнуть, что необходимо воспитывать у детей заинтересованность в событиях, происходящих в окружающей жизни, интерес к культуре, истории, формировать представления о разных явлениях общественной жизни, а также поговорить об основных условиях, при которых наиболее эффективно развиваются патриотические чувства.

Необходимо, по мнению Т.В. Волчанской, «…сочетать в процессе воспитания интеллектуальные и эмоциональные факторы. Взрослый обеспечивает эмоциональную обстановку при восприятии ребенком явлений окружающей жизни, высокий уровень эмоциональной активности и эстетического интереса» [1, 159].

С целью налаживания тесного, доверительного контакта с семьей желательно вовлекать родителей в педагогический процесс. Они могут активно участвовать в организации конкурсов, праздников, проектной деятельности младших школьников.

Результатами совместной деятельности детей и родителей могут стать фотографии, рисунки, поделки, творческие рассказы, а переживаемые положительные эмоции (удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых) создают у школьника уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Особое значение в воспитании патриотических чувств учеников имеют экскурсии, которые позволяют школьникам окунуться в события прошлых лет, познакомиться с жизнью замечательных людей своего города, узнать о достижениях в разных областях искусства, науки и техники. Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у учащихся представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.

Ученики совместно с родителями, как показала наша практика, с интересом составляют схему микрорайона, на которой они рисуют дорогу от дома до школы, обозначают названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом учащиеся запоминают адрес школы и домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.

Мы рекомендуем родителям познакомить детей с родословной их семьи в простой доступной форме, рассказав, кем были дедушки и бабушки, откуда пошел их род, сколько у них родственников и т.д. Подобное знакомство с семьей позволяет школьнику осознать свои корни, понять, что он — часть большой семьи, а история его рода неотрывно связана с историей страны.

Сегодня по-новому оценивается роль религии в истории России, признается ее большое влияние на воспитание человека, к нам возвращаются народные и православные праздники, художественные промыслы и другие элементы русской культуры. Большую роль в воспитании любви к родному краю мы отводим проведению праздников «Рождественские посиделки», Святки, Масленица, Троица, «Покровская ярмарка», Пасха и праздников, связанных с национальными традициями, где используются старинные игры, гадания, хороводы.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании способствует развитию у учащихся патриотических качеств и умению ориентироваться в социальной и культурной жизни общества.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Виноградова Н.Ф. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 1989.
  2. Волчанская Т.В. Семья как социокультурное пространство гражданско-патриотического воспитания. Взаимодействие учреждений образования, культуры и семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников на культурно-исторических традициях региона: Матер. межрег. науч.-практ. конф. Волгоград, 2006.
  3. Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения. Волгоград, 2004.
  4. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград, 2008.
  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *