ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА

ДИАГНОСТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОСТРАНСТВА ЯЗЫКА)

Здесь оценивается понимание ребенком сложных речевых конструкций (в том числе пространственно-временных и причинно-следственных) и возможность оперирования ими:

  1. возможность словообразования;
  2. формирование сравнительной степени прилагательных;
  3. подбор антонимов и синонимов;
  4. формирование и понимание пассивных речевых конструкций;
  5. степень развития пространственно-временных и причинно-следственных представлений;
  6. решение задач с косвенным вопросом (для детей школьного возраста).

УЗНАВАНИЕ И ПОНИМАНИЕ ИНВЕРТИРОВАННЫХ И ПАССИВНЫХ РЕЧЕВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Ребенок должен отнести услышанную фразу к тому или иному рисунку (рис. 1): «Где мамина дочка, где дочкина мама, где хозяин коровы, где корова хозяина» и т.п.
Аналогично исследуется понимание пассивных конструкций (рис. 2, 3): «Покажи, где скатертью накрыта клеенка, где мальчик спасен девочкой, где книгой накрыта газета» и т.п.
Правильное понимание сложных речевых конструкций, предъявляемых устно (лист 2), оценивается по соответствующему устному ответу ребенка. При этом нужно обязательно учитывать объем слухоречевого запоминания ребенка. Выделенные ключевые слова должны акцентировать его внимание.

Возрастные особенности

Эти задания обычно доступны детям начиная с 7–8-летнего возраста.

Анализируемые показатели:

  • понимание подобных конструкций;
  • умение работать со сравнительной степенью прилагательных;
  • характер ошибок (качественный анализ);
  • объем необходимой помощи взрослого.

ПОНИМАНИЕ ВРЕМЕННой ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ  И ИНТЕРВАЛА ВРЕМЕНИ

Оценивается правильное понимание ребенком временно’й последовательности и интервалов, его умение их анализировать (лист 1). Это понимание является важным параметром формирования пространственно-временных представлений.
Материал либо прочитывается ребенком самостоятельно, либо, при условии сохранной слухоречевой памяти, предъявляется на слух. Ребенок должен дать устный ответ.
Данные задания могут быть использованы в пределах программного материала.

Возрастные особенности

Задания доступны детям начиная с 7–8-летнего возраста.

Анализируемые показатели:

  • доступность выполнения (владение временными представлениями);
  • характер ошибок (их качественный анализ);
  • объем необходимой помощи взрослого.

ПОНИМАНИЕ  УСЛОВИЙ ЗАДАЧ

Анализируется понимание условий задач различного типа. Задания представлены в порядке возрастания сложности (лист 3).
Материал либо прочитывается ребенком самостоятельно, либо, при условии сохранной слухоречевой памяти, предъявляется на слух. Задания 3а и 3б отличаются сложностью математических вычислений. Задание 2б предъявляется детям, свободно владеющим счетными операциями в пределах сорока.

Возрастные особенности

Первое задание нормативно доступно детям после шести лет при самостоятельном анализе.
Правильное выполнение задач 2а, 2б условно нормативно для детей 7–8-летнего возраста.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА

рис. 1

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА

рис. 2

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА

рис. 3

лист 1

1. Перед тем как идти гулять, я зашел к другу. Что было раньше?
2. Вместо того чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть?
3. Что длиннее — час или сутки?
4. Что короче — день или секунда?
5. Что длится меньше — перемена или урок?
6. Какое время года бывает перед осенью?
7. Какой день недели бывает перед средой?
8. После какого дня недели наступает пятница?
9. Какой месяц явялется первым месяцем зимы?
10. Какой месяц является последним месяцем весны?

лист 2

1. Маша старше Юли, кто из девочек младше?
2. Сережа выше Юры, кто из мальчиков ниже?
3. Оля светлее Кати, кто из девочек темнее?
4. В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше?
5. Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?
6. Я взял книгу у девочкиной мамы. У кого я взял книгу?
7. Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?
8. Мужчина обижен женщиной? Кто кого обидел?
9. На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера?
10. Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял самым первым?

лист 3

1. Сколько половинок может быть у яблока (конфеты, мандарина)?
2а. В корзине было 4 яблока, это на 3 яблока меньше, чем их было в ведре. Сколько яблок было в ведре?
2б. В корзине было 24 яблока, это на 13 яблок меньше, чем в ведре. Сколько яблок было в ведре?
За. На двух полках было 18 книг. На одной полке на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг было на каждой полке?
3б. На двух полках было 18 книг. На одной полке в 2 раза больше, чем на другой. Сколько книг было на каждой полке?
4. Арбуз и еще половина точно такого же арбуза весят вместе 9 кг. Сколько весит один арбуз?
5. Длина свечи 15 см. Тень от свечи длиннее свечи на 45 см. Во сколько раз тень длиннее свечи?
6. Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Склько лет сейчас отцу?

Наталья СЕМАГО,
Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наук,
кафедра коррекционной педагогики
и специальной психологии АПКиПРО РФ, г. Москва

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *