Психологическое сопровождение образовательного процесса. Часть №1.

И. СЕДОВА,

главный специалист Комитета по образованию, психолог высшей категории,
г. Ноябрьск, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ

Одним из условий построения личностно-ориентированного образовательного пространства является психологическое сопровождение. Оно возможно при профессиональной и структурированной организации деятельности педагогов-психологов.

В образовательной системе России первые психологи появились 12 лет назад, а психологической службе г. Ноябрьска скоро 10 лет.

В начале 90-х годов отношение руководителя образовательного учреждения к психологу выражалось фразой: «Сейчас стало модно заводить себе психолога». Сегодня на вопрос: «Нужен ли школе психолог?» — каждый руководитель отвечает «да», но дополняет — «нужен психолог-профессионал». Еще в 1997 г. нас было 20, сегодня — 59, из них 3 человека — высшей квалификационной категории, 4 — первой и 4 — второй, пятая часть всех работающих педагогов-психологов аттестована. В новом учебном году в систему пришли 14 молодых специалистов. В каждом дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — один психолог, в муниципальных общеобразовательных средних школах (МОСШ) — до трех специалистов.

В городе создана централизованная психологическая служба образования, включающая психологические службы ОУ всех типов, городское методическое объединение

психологов, реализующая на практике задачи создания единого городского психологического пространства, разрабатывающая основные направления деятельности по обеспечению сопровождения программы развития образования.

Определены наиболее компетентные специалисты по отдельным направлениям психологической деятельности, работают Школа начинающего психолога, Творческие группы психологов ДОУ, начального, среднего и старшего звена школы. Создана система повышения квалификации психологов города. Проводятся тематические методические совещания, семинары. Работу психологов координируют, оказывают им необходимую методическую помощь специалисты Комитета по образованию и Центра детского творчества.

Утверждена нормативная документация по деятельности психологических служб образовательных учреждений (ОУ) и на этой основе сформирована нормативно-правовая база их существования на уровне города:

  • пакет нормативных документов по деятельности психологических служб ОУ (положение о педагоге-психологе ОУ, примерные должностные инструкции, памятка по анализу деятельности психологических служб ОУ, требования к кабинету педагога-психолога);
  • нормативные документы по аттестации психологов ОУ.

Проводятся исследования системы образования и ее субъектов.

Словом, по всем показателям психологическая служба сформирована и жизнеспособна, но вопрос: Зачем нужен психолог? — возникает снова и снова.

Деятельность психолога прежде всего должна быть направлена на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе всего дошкольного и школьного воспитания и обучения.

Сопровождение — это создание педагогических, социальных, психологических условий для успешного образования и развития ребенка и детского коллектива в ситуациях дошкольного и школьного взаимодействия.

Главное здесь — общая профессиональная деятельность психолога, педагогов и администрации, общая цель задает общее поле сотрудничества, формируется общая задача — разработать и внедрить в практику ОУ такие условия и ситуации, которые обеспечивали бы каждому ребенку и детскому коллективу возможность удовлетворить свои потребности: возрастные, личностные, образовательные.

Психологическое сопровождение образовательного процесса. Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *