Психологическое сопровождение образовательного процесса. Часть №2.

Психологическое сопровождение образовательного процесса. Часть №1.

И. СЕДОВА,

главный специалист Комитета по образованию, психолог высшей категории,
г. Ноябрьск, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ

Сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность специалистов, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание (мониторинг) психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе образования. С первых минут в ОУ бережно и конфиденциально собирается информация о различных сторонах психической жизни ребенка и динамике развития. Для этого используются методы психологической и педагогической диагностики.

В городе создано единое городское психодиагностическое пространство. Разработаны Программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников, учащихся первых и пятых классов.

Организованы ежегодно проводимые психодиагностические исследования: ранняя диагностика умственного и эмоционально-волевого развития детей (с 3-х лет), психологическая готовность к обучению в школе, адаптация учащихся первых классов, уровень умственного развития выпускников начальной школы, адаптация учащихся пятых классов, исследование структуры интеллекта при дифференциации обучения по профилям. Составлено методическое пособие «Психодиагностический инструментарий в системе психолого-медико-педагогического сопровождения детей в ОУ».

Ведется работа по созданию общегородского банка информации по критериям реализации программы развития образования, сформирован банк психодиагностических и коррекционно-развивающих методик.

Разработаны единые психометрические стандарты для первых, третьих-четвертых классов ОУ.

Кроме того, ряд школ, работающих в экспериментальном режиме, формируют своим психологам заказ на обеспечение экспериментальной работы. В школах №№ 1, 3, 5, 7, 11 заказ сформулирован следующим образом: «Психологический мониторинг коррекционно-развивающего обучения». Отдельно можно выделить как приоритетный заказ на работу по профориентации учащихся в школах №№ 6, 9, специальных (коррекционных) образовательных школах для детей с нарушениями слуха, интеллекта (С(К)ОШ) 2, 8 видов, Ноябрьское профессиональное училище.

Рекомендуем другие статьи:

2. Создание социально-психологических условий для развития личности и успешного обучения для тех, кто не нуждается в специализированной помощи психолога и педагога. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения.

Педагоги-психологи школ в сентябре 2001 года с целью успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения (I, V, X классы) организовали коммуникативные тренинги, где в активной форме через психотехнические игры и упражнения учащиеся получили эффективное общение (всего охвачено 26,4% учащихся).

В МОСШ № 2, 3 в школьный компонент введены часы «Психологии общения» для учащихся старших классов.

Ведется работа по формированию психологически благоприятной среды ОУ, психологической помощи педагогам. Психологи включены в состав аттестационных комиссий ОУ. Ямало-Ненецким окружным институтом усовершенствования учителей (ЯНОИУУ) выпущено методическое пособие «Психолог в составе аттестационной комиссии». При проведении аттестации педагогических и руководящих работников ОУ учитываются материалы изучения стиля педагогического общения (системы отношений: ученик — учитель — руководитель; наличие и характер конфликтных ситуаций и жалоб). Психологи помогают педагогам в изучении стиля педагогического общения, барьеров развития, собственных личностных особенностей, оказывают психологическую поддержку, организуют работу по снятию эмоционального напряжения.

3. Создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных детей и (или) коллективов (имеется в виду специальная работа, как с одаренными, так и с нуждающимися в коррекции детьми).

Цель данного направления работы: создать ребенку, обладающему конкретными психологическими особенностями развития, соответствующие условия обучения, такие, которые не провоцировали бы отклонения в поведении и внутриличностные конфликты и вместе с тем позволили бы наилучшим образом развить его уникальные индивидуальные качества.

Состояние здоровья детей г. Ноябрьска вызывает серьезное беспокойство. По данным ежегодных профилактических осмотров, проводимых органами здравоохранения, происходит уменьшение доли абсолютно здоровых детей в школах и ДОУ.

Психологическое сопровождение образовательного процесса. Часть №3.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *