Психологическое сопровождение образовательного процесса. Часть №3.

Психологическое сопровождение образовательного процесса. Часть №2.

И. СЕДОВА,

главный специалист Комитета по образованию, психолог высшей категории,
г. Ноябрьск, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ

С 1997 года в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (МДОУ) города ведется диагностика с трехлетнего возраста для раннего выявления детей с отклонениями в развитии. Процент охвата коррекционной работой детей дошкольного возраста в 2001-2002 учебном году составляет 93% от числа выявленных.

В 2001-2002 учебном году в городе Но-ябрьске функционируют:

  • 53 коррекционные группы для детей дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития на базе МДОУ,
  • 7 логопунктов для детей, не посещающих коррекционные группы, на базе ДОУ с общим охватом специальной коррекцией 887 дошкольников.

Наряду с этим коррекционная помощь оказывается учащимся коррекционных классов в условиях общеобразовательных и специальных (коррекционных) ОУ: для 56 слабовидящих детей, для детей с ЗПР — в 33 классах общей численностью 355 учащихся, для 175 умственно отсталых детей, для 12 слабослышащих. На 15 логопунктах при общеобразовательных школах получают помощь 570 детей, из них 294 обучаются и в коррекционных классах и в логопунктах. Все дети посещают группы коррекционно-разви-вающего образования (КРО) бесплатно, учащиеся классов КРО обучаются в 1-ю смену, охвачены бесплатным двухразовым питанием и посещают группы продленного дня.

В течение учебного года в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся в ОУ функционирует 46 психолого-медико-педагогических консилиумов, в работу которых вовлечено 230 педагогов различного профиля, в том числе и педагоги психологи. Всего обследовано консилиумами ОУ 1100 детей, дети коррекционных классов (групп) обследовались два раза в течение учебного года с целью выявления динамики развития. Проводится индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер личности ребенка. Оказывается консультативная помощь педагогам и родителям детей классов КРО.

В 2000-2001 учебном году приоритетными направлениями деятельности психологов стали: психопрофилактика, коррек-ционно-развивающая работа и консультирование.

Наблюдается увеличение количества обращений по различным вопросам к психологам, в работу по коррекции детско-роди-тельских отношений были включены 29 родителей, против 0 в предыдущем году.

Вместе с тем требует особого внимания система психолого-педагогического сопровождения в образовании успешных и одаренных детей. Определенный опыт такой работы накоплен в МОСШ № 3, 10, 11, есть опыт проведения тренингов «Развитие творческого потенциала», «Креативность», но это требует осмысления и обобщения.

Ни одна модель психологической службы не может быть полноценной без взаимопонимания и сотрудничества психолога с педагогами и администрацией.

Опыт показывает, что в восприятии педагогов преобладают профессиональные установки и основной упор делается ими на наиболее значимые в условиях ОУ стороны, раскрывающие отношение к учению, к людям, к коллективу и преподавателям, творческие возможности. Для некоторых педагогов со стажем характерна поучающая манера речи, авторитарность, властность, категоричность, закрытость в общении, повышенная тревожность, агрессивность.

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных. Она требует от него как физических, так и духовных сил, больших резервов самообладания и саморегуляции.

Как профессиональная группа (в процентном отношении к другим профессиям) учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Для проработавших в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», а у трети учителей показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами.

Человек, вовлеченный в профессию, нередко становится закрытым для сведений из других областей знаний. Изменить стереотипы мышления, в том числе и педагогического, ценностные ориентации и установки, привычные методы работы не менее сложно, чем совершить перестройку в качествах личности, чертах ее характера, в стиле деятельности.

Именно поэтому в программу курсов повышения квалификации всех педагогических работников ОУ, проводимых ЯНОИУУ, включен курс по психологии. Задача курса— создание условий для личностного роста и развития профессионального самосознания педагогов, а также овладение психологическими умениями и навыками.

Сегодня мы говорим уже об организации активных форм взаимодействия психолога с педагогическим коллективом — проведении тренингов профессионального и личностного роста педагогических работников всех категорий. Мы учим педагога грамотно и конструктивно проявлять свои негативные и позитивные чувства, чтобы ребенок смог это у него перенять. Осуществляется консультирование по вопросам личностной и профессиональной эффективности педагогов.

Идеология психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса позволяет объединить администратора, психолога и педагога, ибо это не только и не столько метод работы психолога, это — цель и способ организации всего педагогического процесса. Чтобы работать психологом в системе образования, одновременно требуются профессиональная квалификация, высокая профессиональная и личностная самооценка, хорошо структурированное мышление, способность сопереживать, сочувствовать, профессиональная твердость и деликатность.

Вместе с тем на уровне Министерства образования РФ не отрегулирована нормативная база деятельности психологов, не разработаны обоснованные критерии оценки эффективности их деятельности. Количество психологов, работающих в службе практической психологии образования, значительно меньше необходимого для обеспечения потребностей населения в квалифицированной помощи. А ведь психолог в образовании — это ответственно и надолго.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *