Развитие творческих способностей ученика в процессе создания художественного образа человека

 М.В. БЫВАЛЬЦЕВА,
учитель школы № 1173 Москвы

Рисунки детей младшего возраста покоряют своей непосредственностью и художественной самобытностью. В этом возрасте дети подмечают и выявляют самое характерное, не заботясь о правильности построения и пропорциональности рисунка. Самое основное для нас — передача эмоционального состояния персонажа.

Человек — труднейший объект для изображения, однако он является главным в детском рисовании потому, что больше всего интересует ребенка. Большинство детей еще не боятся изображать людей, берутся за работу смело и передают свое отношение к увиденному, опираясь на воображение, фантазию и зрительную память. Педагог должен настраивать учащихся на передачу в рисунке в первую очередь главного, а затем уже второстепенного, сопровождающего и дополняющего данный рисунок (рис. 1 см. на 3-й странице обложки.).

Сюжет должен быть прост, доступен и близок ребенку. Обычно дети рисуют человека во фронтальном положении, акцентируя внимание на одежде, прическе, сводя все многообразие форм окружающего мира к нескольким основным типическим формам и добиваясь узнавания объекта путем надписей или окружающих деталей, характерных для данного персонажа (рис. 2 см. там же.).

Изображение человека может быть собственно портретом, как самостоятельным жанром изобразительного искусства, а может входить составной частью в рисунки на различные темы. Кроме работы красками, карандашами и фломастерами, дети широко используют различные материалы для создания объемной и реальной композиции: пластилин; цветную, белую и газетную бумагу; ткань, фольгу, бисер и т.д. (см. фото).

Перед рисованием портрета педагог показывает несколько репродукций с картин художников, демонстрирующих примеры портретного жанра, и путем наводящих вопросов дает возможность детям проанализировать данные произведения, выявляя портрет поясной в рост, групповой, портрет на фоне пейзажа. Портрет, в котором человек представлен в виде исторического, театрального или литературного персонажа, называют костюмированным.

На занятиях в школе дети могут ознакомиться и изобразить фигуры в западноевропейских, японских и восточных костюмах (рис. 3, 4). Но, конечно, наиболее близким будет передача образов русской красавицы и богатыря (рис. 5, 6). Украшения костюма характеризуют своего хозяина. Учитель обращает внимание учащихся на форму богатырского шлема и щита, рассказывает о технологии изготовления кольчуги. На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел походить в ловкости, мудрости или смелости, т.е. как бы подчеркивал наиболее ценные качества, которыми должен обладать сильный, мужественный воин.

От костюмированных портретов можно перейти к персонажам сказок. При выполнении иллюстраций на темы сказок, учитель должен дать возможность учащимся пофантазировать, почувствовать прелесть сказки, проникнуться переживаниями героев. В этом случае учащиеся не будут изображать бесстрастные, «застывшие» лица. Они попытаются передать эмоциональное состояние героя, отражая различные мимические изменения в его лице (рис. 7). Кроме русских народных сказок, учащиеся могут выполнять иллюстрации и к другим литературным произведениям (Н. Носова, А. Тол-

стого, Дж. Родари) (рис. 8-10). Дети совершенствуют умение иллюстрировать литературные произведения, развивают творческие способности и умение рисовать фигуру человека. Героям литературных произведений характерны не только определенные эмоциональные состояния, но и изначальные характеристики. И здесь дети знакомятся с противоположными понятиями: большой — маленький, красивый — уродливый, добрый — злой и т.д.

Если при иллюстрировании сказок дети погружаются в мир фантазий, то при рисовании на темы окружающей действительности они используют свои наблюдения и умения рисовать с натуры и по памяти. Эти задания они могут выполнять в различных вариантах: решать их не только в плане настоящего, но и в свете желаемого, фантазии и мечте. Например, изобразить портрет балерины, танцующей на весеннем лугу (рис. 11), или образ весны в виде молодой прекрасной женщины.

Интересны задания, углубляющие эстетическое восприятие красоты природы. На таких занятиях учащиеся учатся выражать в рисунках эмоциональное отношение к окружающему миру, подчеркивать интересное в сюжете, изображать предметы в пространстве (рис. 12). Здесь они пробуют использовать светлотный контраст — темное на светлом, а светлое на темном, практически пытаются установить степень цветового тона, рассматривая рисунок, прищурив оба глаза.

Кроме перечисленных тем, интересны и доступны учащимся начальных классов рисунки на темы спорта, новогодних праздников, карнавала, цирка (рис. 13). Учащимся надо только напомнить, что при изображении зрительного зала не следует прорисовывать каждое лицо. Достаточно показать пятна телесного цвета — лица, разноцветные пятна — одежда, пятна цвета волос — над лицами и оставшуюся свободной плоскость листа закрасить одним цветом — кресла. Эту работу выполняют большой кистью приемом «тычка», когда, захватив нужный цвет краски, кисть опускают на бумагу вертикально, получая пятно нужной формы.

В виде эксперимента можно провести задания, характерные для более старшего возраста: эскизы моделей одежды (рис. 14) и эскизы различных причесок. Маленькие дети очень наблюдательны и недостаток практических навыков восполняют скрупулезностью прорисовки деталей и точностью передачи характерных особенностей персонажа.

И, наконец, схематическое рисование фигур людей в виде букв алфавита (рис. 15) и алфавитных человечков, живущих в сказочных буквенных домах (рис. 15, 16). Заданий подобного рода, развивающих фантазию детей и воображение, может быть множество. Стоит сказать волшебные слова «представь себе» и можно вообразить любые чудеса, «одушевление» каких угодно персонажей. Главное, чтобы педагог был искренним с детьми и сам верил в возможность превращений. Как, впрочем, и в любых других видах занятий изобразительным искусством, так как дети чутко реагируют на малейшие проявления фальши и отвечают любовью на любовь, а отстраненностью на отстраненность. Если же относиться к детям, как к равным, привлекать и поощрять их, маленькие художники будут творить чудеса, раскроют внутренний мир человека, выразят свои личные переживания и сопоставят их с изображаемым объектом.

Развитие творческих способностей ученика в процессе создания художественного образа человека

Развитие творческих способностей ученика в процессе создания художественного образа человека

Развитие творческих способностей ученика в процессе создания художественного образа человека

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *