Ребенок в зеркале искусства. Часть №2.

Ребенок в зеркале искусства. Часть №1.

Н.Г. ТАГИЛЬЦЕВА,
доцент УрГПУ, учитель музыки школы № 59 г. Екатеринбурга

На следующих уроках после восприятия композиций «личных ценностей» первоклассников мы обратились к восприятию натюрмортов. Первоклассникам предъявлялись натюрморты Жана Батиста Симеона Шардена. Они были составлены художником из самых простых домашних предметов: медный бак, кувшин, ведро, корзина. Просмотр натюрмортов привел первоклассников к выводу: все эти предметы художнику нравятся, хотя предметы не такие уж и красивые. Домашняя утварь, изображенная на картине, говорит о спокойствии художника и его любви к дому.

Натюрморты Франса Снейдерса, в которых, правда, запечатлены не вещи, а красивые фрукты и огромные плоды, воспринимались детьми как отражение радостного и веселого настроения художника, его любви ко всему красивому и вкусному. Натюрморты современного художника Дмитрия Митрохина представлялись детям сказочными и немного грустными. Первоклассники предполагали, что художник, рисуя их, грустил, потому что цветы могут увянуть, а вазам без цветов будет скучно. Таким образом, вещи и их композиции в натюрмортах способствовали формированию представлений детей о настроении, интересах, пристрастиях и даже мироощущении разных людей — создателей натюрмортов.

После знакомства первоклассников с натюрмортами им было предложено выполнить домашнее задание — выбрать наиболее понравившееся музыкальное произведение и рассказать о нем с помощью тех или иных вещей. Натюрморт дети составляли из своих «личных ценностей». Для закрепления вещей, составляющих композиции, на дно коробочек укладывали пластилин. Сами дети называли такие композиции музыкальными секретами.

По-видимому, они напоминали первоклассникам о тех секретах, которые многие из них делали летом: выкапывали в земле ямку, на дно укладывали цветы, осколки цветного стекла, бусинки, фольгу. Затем эту ямку закрывали небольшим стеклом, а на него насыпали землю.

Композиция из цветных бусинок, блесток из фольги и маленького перышка олицетворяла настроение ребенка от восприятия «Музыкальной табакерки» А. Лядова. Композиция из маленьких пластилиновых красных кубиков, золотистых осколков от елочной новогодней игрушки и острого конуса желтой крышки от тюбика клея олицетворяла настроение от фрагмента «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Огромное количество работ было посвящено героям оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Интересные музыкальные секреты были составлены детьми по пьесе «Первая утрата» Р. Шумана и «Веселая. Грустная» Л. Бетховена.

Желание составлять такие музыкальные секреты, композиции или натюрморты наблюдалось у детей в течение всего I класса. «Личные ценности» перестали появляться в классе вне композиций. Они стали храниться детьми дома, так как являлись ценным материалом для создания таких музыкальных секретов.

Какие выводы сделали первоклассники на уроках, посвященных вещам, рассказывающим о человеке? Дети поняли, что:

  • через вещи, запечатленные в натюрмортах, можно составить представление о настроении, чувствах и интересах художника;
  • они так же, как и великие художники, могут рассказать о своих переживаниях музыки посредством композиций из собственных «личных ценностей»;
  • к каждой вещи следует относиться аккуратно. Каждая вещь имеет свою собственную жизнь и свое определенное место в жизни человека;
  • любимые ими секреты можно делать и для урока, не боясь строгого предупреждения учителя за столь несерьезное для школы занятие.

ЛИТЕРАТУРА

Галеев Б. Рисуем … музыку? // Музыкальная жизнь. — 1993. — № 3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. — М. 1990.

Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки: Метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *