Ребенок в зеркале искусства. Часть №2.

Ребенок в зеркале искусства. Часть №1.

Н.Г. ТАГИЛЬЦЕВА,
доцент УрГПУ, учитель музыки школы № 59 г. Екатеринбурга

На следующих уроках после восприятия композиций «личных ценностей» первоклассников мы обратились к восприятию натюрмортов. Первоклассникам предъявлялись натюрморты Жана Батиста Симеона Шардена. Они были составлены художником из самых простых домашних предметов: медный бак, кувшин, ведро, корзина. Просмотр натюрмортов привел первоклассников к выводу: все эти предметы художнику нравятся, хотя предметы не такие уж и красивые. Домашняя утварь, изображенная на картине, говорит о спокойствии художника и его любви к дому.

Натюрморты Франса Снейдерса, в которых, правда, запечатлены не вещи, а красивые фрукты и огромные плоды, воспринимались детьми как отражение радостного и веселого настроения художника, его любви ко всему красивому и вкусному. Натюрморты современного художника Дмитрия Митрохина представлялись детям сказочными и немного грустными. Первоклассники предполагали, что художник, рисуя их, грустил, потому что цветы могут увянуть, а вазам без цветов будет скучно. Таким образом, вещи и их композиции в натюрмортах способствовали формированию представлений детей о настроении, интересах, пристрастиях и даже мироощущении разных людей — создателей натюрмортов.

После знакомства первоклассников с натюрмортами им было предложено выполнить домашнее задание — выбрать наиболее понравившееся музыкальное произведение и рассказать о нем с помощью тех или иных вещей. Натюрморт дети составляли из своих «личных ценностей». Для закрепления вещей, составляющих композиции, на дно коробочек укладывали пластилин. Сами дети называли такие композиции музыкальными секретами.

Рекомендуем другие статьи:

По-видимому, они напоминали первоклассникам о тех секретах, которые многие из них делали летом: выкапывали в земле ямку, на дно укладывали цветы, осколки цветного стекла, бусинки, фольгу. Затем эту ямку закрывали небольшим стеклом, а на него насыпали землю.

Композиция из цветных бусинок, блесток из фольги и маленького перышка олицетворяла настроение ребенка от восприятия «Музыкальной табакерки» А. Лядова. Композиция из маленьких пластилиновых красных кубиков, золотистых осколков от елочной новогодней игрушки и острого конуса желтой крышки от тюбика клея олицетворяла настроение от фрагмента «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Огромное количество работ было посвящено героям оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Интересные музыкальные секреты были составлены детьми по пьесе «Первая утрата» Р. Шумана и «Веселая. Грустная» Л. Бетховена.

Желание составлять такие музыкальные секреты, композиции или натюрморты наблюдалось у детей в течение всего I класса. «Личные ценности» перестали появляться в классе вне композиций. Они стали храниться детьми дома, так как являлись ценным материалом для создания таких музыкальных секретов.

Какие выводы сделали первоклассники на уроках, посвященных вещам, рассказывающим о человеке? Дети поняли, что:

  • через вещи, запечатленные в натюрмортах, можно составить представление о настроении, чувствах и интересах художника;
  • они так же, как и великие художники, могут рассказать о своих переживаниях музыки посредством композиций из собственных «личных ценностей»;
  • к каждой вещи следует относиться аккуратно. Каждая вещь имеет свою собственную жизнь и свое определенное место в жизни человека;
  • любимые ими секреты можно делать и для урока, не боясь строгого предупреждения учителя за столь несерьезное для школы занятие.

ЛИТЕРАТУРА

Галеев Б. Рисуем … музыку? // Музыкальная жизнь. — 1993. — № 3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. — М. 1990.

Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки: Метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *