Результаты интегрированного обучения дошкольников

И.Б. РУМЯНЦЕВА,
доцент кафедры математики, физики и методики обучения, Шуйский государственный педагогический университет

Результаты математической подготовки дошкольников в условиях педагогической интеграции отслеживались нами на базе детского сада № 6 «Радуга» г. Шуи. Во всех возрастных группах этого учреждения работа по математическому развитию дошкольников проводится по пособиям И.И. Целищевой и И.Б. Румянцевой «Математика вокруг нас» [5–8], разработанным в рамках программы обучения и воспитания дошкольников «Родничок». Эта программа направлена на формирование у ребенка целостных (в том числе математических) представлений об окружающем мире, что достигается через интеграцию содержания образовательной деятельности с природноэкологическим направлением [1].

Под руководством методиста, старшего воспитателя этого детского сада Е.В. Чесноковой в 2011/12 учебном году был организован мониторинг качества математических представлений и умений дошкольников, с которыми регулярно и целенаправленно организуется интегрированная образовательная деятельность. Результаты этого мониторинга были озвучены на областном методическом семинаре «Интегрированный подход к развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Преемственность в обучении математике между дошкольным и начальным образованием».

Отслеживание результатов 2011/12 учебного года проводилось воспитателями в 10 группах (196 детей). Цель мониторинга — подведение итогов усвоения программы за учебный год и оценка динамики математического развития дошкольников.

Воспитанники каждой возрастной группы выполняли диагностические задания, разработанные И.И. Целищевой и И.Б. Румянцевой [5–8]. Результаты диагностической работы свидетельствуют, что высокий уровень развития математических представлений и умений к концу учебного года наблюдался у 41,4 % дошкольников, средний уровень — у 55,5 %, низкий уровень — у 3,15 %.

Динамику развития математических представлений и умений под влиянием интегрированного обучения можно проследить на рис. 1.

Результаты интегрированного обучения дошкольников

Результаты диагностики показывают, что в средней группе хотя и незначительно, но всё-таки уменьшился показатель, свидетельствующий о высоком уровне развития математических представлений и умений. Это можно связать с тем, что, начиная со среднего возраста, в критерии мониторинга (согласно программе «Родничок») вносятся задания, направленные на выявление уровня овладения комбинаторными действиями на предметной основе. Это достаточно сложный материал, соответствующий зоне ближайшего развития детей. Также отмечено, что к старшему возрасту качество математических представлений и умений детей в процентном соотношении значительно возрастает: к моменту выпуска в школу в 2011/12 учебном году был получен следующий результат: в трех подготовительных группах 50 % детей имели высокий уровень развития математических представлений и умений. У второй половины дошкольников диагностирован средний уровень. На рис. 2 показан дифференцированный результат по каждой из трех выпускных групп.

Результаты интегрированного обучения дошкольников

На рис. 2 видно, что лучшие результаты показали выпускники группы 7, которые обучаются по программе «Родничок», начиная со второй младшей группы. Один из основных принципов обучения и воспитания по данной программе — интеграция образовательных областей. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что интегрированный подход к обучению дошкольников позволяет сформировать у большинства выпускников детских образовательных учреждений достаточно высокие математические представления и умения, что является важной составляющей их готовности к изучению математики в начальной школе.

С целью подтверждения или опровержения этого вывода в тех же группах была проведена диагностика качества сформированности математических представлений и умений с помощью и других методик. В качестве контрольного обследования был использован мониторинг достижений планируемых результатов к программе «Успех», которая соответствует Федеральным государственным требованиям и является первой (на сегодняшний день) примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Соответствующая диагностика включает в себя оценивание сенсорного развития и непосредственно математических представлений: решение простых арифметических задач и объяснение производимых при этом действий, использование способов измерения и сравнения объектов.

Результаты диагностики показали, что дети подготовительных групп, обучающиеся по программе «Математика вокруг нас», знающие состав числа, владеющие комбинаторными действиями и предметным моделированием в процессе решения арифметических задач, достаточно легко справляются с заданиями, предложенными авторами программы «Успех». На рис. 3 видно, что 74 % выпускников детского сада имеют высокий уровень качества развития математических представлений и умений, 26 % — средний уровень.

Результаты интегрированного обучения дошкольников

Также для оценки уровня развития математических представлений и умений выпускников детского сада была использована методика итогового мониторинга Н.В. Верещагиной [2]. Эта система мониторинга соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы и может быть применима в любом образовательном учреждении вне зависимости от программы обучения и воспитания, а также контингента детей. Дошкольные образовательные учреждения пользуются данным мониторингом при отслеживании как уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям, так и для оценки интегративных качеств детей. Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями производится по следующим критериям:

  • нормативный вариант развития (от 3,8 до 5 баллов);
  • показатели проблем в развитии (от 2,3 до 3,7 балла);
  • выраженное несоответствие развития возрасту (менее 2,2 балла).

Результаты диагностики трех групп выпускников детского сада № 6 г. Шуи по методике Н.В. Верещагиной представлены в таблице.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в условиях интегрированного обучения на момент выпуска в школу все дети имеют уровень математических представлений и умений, который определяется как нормативный вариант развития.

Результаты организации интегрированного обучения дошкольников в детском саду № 6 г. Шуи позволяют сделать следующие выводы.

Результаты интегрированного обучения дошкольников

Все выпускники детского сада имеют достаточно высокий уровень качества математических представлений и умений, что подтверждается данными мониторинга примерной программы «Успех», а также результатами универсального мониторинга Н.В. Верещагиной. Методист, психолог и педагоги дошкольного образовательного учреждения отмечают, что дети, обучаемые по программе И.И. Целищевой и И.Б. Румянцевой «Математика вокруг нас», отличаются тем, что, кроме целостных представлений об окружающем мире (в том числе математических), они приобретают важные качества, обеспечивающие готовность к школе: владение математической терминологией, гибкость мышления, способность решать интеллектуальные задачи, делать выбор и доказывать свою правоту.

Вторая важная проблема, обсуждаемая на семинаре, была связана с проблемой преемственности в обучении математике между дошкольным и начальным образованием. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается: «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: …обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» [4, 4]. На областном семинаре специалисты двух систем образования говорили о ступени дошкольное образование — начальное образование. Перед начальной школой стоит задача обеспечения максимально комфортного перехода детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели. Для этого важно понимание преемственности следующих компонентов:

  1. Преемственность содержания. Программой «Математика вокруг нас» закладываются предпосылки к обучению именно в развивающих системах обучения, так как в ходе ее освоения дети целенаправленно овладевают методом моделирования в процессе работы с задачами, при работе над составом чисел, с величинами и геометрическими фигурами. Учитель начальных классов может опираться на это при формировании универсальных учебных действий.
  2. Преемственность методов, приемов и форм работы с детьми. Школа хочет получить ученика, владеющего определенными знаниями, умениями и навыками и, главное, готового к учебе в организационном плане. Если акцент делать именно на этом, то теряется понимание самоценности дошкольного детства, весь период посещения ребенком дошкольного учреждения может ошибочно рассматриваться только как период его подготовки к школе. Авторы программы «Математика вокруг нас» и воспитатели, работающие по ней, не придерживаются такого упрощенного понимания требования «подготовить ребенка к школе». Ведущая деятельность дошкольников — игра. Только в рамках развитой игровой деятельности у них формируются универсальные предпосылки учебной деятельности. Специалисты, работающие в детском саду, отметили, что при организации деятельности детей в игре сначала происходит постановка проблемы, ее принятие детьми, применение разных методов для ее решения, открытие детьми нового знания, применение этих знаний в творческой деятельности и, наконец, рефлексия деятельности. Следовательно, в подготовительной группе реализуется деятельностный подход к обучению дошкольников математике, что также является компонентом преемственности.
  3. Преемственность в организации не только основной, но и дополнительной образовательной деятельности (в школе ею является внеурочная деятельность). В рамках программы «Родничок» с детьми организуется дополнительная деятельность, направленная на развитие их гибкости мышления как компонента творческого мышления.

Рекомендации по организации такой деятельности представлены в пособии Е.С. Ермаковой, И.Б. Румянцевой и И.И. Целищевой [3]. В преемственном плане О.М. Корчемлюк, И.Б. Румянцевой и И.И. Целищевой разработана дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная комбинаторика». Она была рекомендована учителям для организации внеурочной деятельности.

Результаты интегрированного обучения дошкольников

Участники семинара единодушно отметили, что в рамках изучения проблемы преемственности необходимо также отслеживать успешность адаптации первоклассников к изучению математики в школе. Авторы программы «Математика вокруг нас» регулярно взаимодействуют с учителями начальных классов. На семинаре выступила Г.А. Орехова, учитель начальных классов школы № 7 г. Шуи, к которой в I класс поступило большинство выпускников детского сада № 6 прошлого учебного года (13 детей). Она отметила, что у большинства этих детей развит интерес к математике. На уроках они проявляют познавательную активность. На момент поступления в школу часть детей (69 %) владели некоторыми универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по образцу, моделировать, слушать взрослого и выполнять его инструкции. У них на достаточно высоком уровне были сформированы представления о множестве и отношениях между ними, числе, натуральной последовательности чисел, форме и величине, смысле арифметических действий. 46 % детей могли решать простые арифметические задачи, хорошо знали состав чисел в пределах 10. 77 % умели присчитывать и отсчитывать по одному; 85 % — сравнивать множества, конструировать из геометрических фигур. Имеющиеся математические представления и умения помогли первоклассникам успешно адаптироваться к изучению математики в школе. В I классе у учеников не вызывали трудностей темы, связанные с нумерацией чисел первого и второго десятков, сложением и вычитанием чисел. К концу учебного года базовый уровень сформированности универсальных учебных действий был выявлен у 69 % этих учеников, повышенный — у 31 % детей. В заключение Г.А. Орехова отметила, что математическая подготовка детей к школе по программе «Математика вокруг нас» оправдывает себя.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Большакова М.Д., Целищева И.И., Румянцева И.Б. Интеграция в математической подготовке ребенка к школе // Начальная школа. 2011. №12.
  2. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга образовательного процесса. СПб., 2012.
  3. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Учеб._метод. пос. СПб., 2007.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://www.standart.edu.ru.
  5. Целищева И. И., Румянцева И.Б. Математика вокруг нас: средняя группа ДОУ. М., 2008.
  6. Целищева И.И., Румянцева И.Б. Математика вокруг нас: подготовительная группа ДОУ. М., 2012.
  7. Целищева И.И., Румянцева И.Б. Математика вокруг нас: вторая младшая группа ДОУ. М., 2008.
  8. Целищева И.И., Румянцева И.Б. Математика вокруг нас: старшая группа ДОУ. М., 2008.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *