Роль театрализованной сказки в воспитательном процессе

И.В. ЗАЙКОВА,

учитель начальных классов, школа № 2029, Москва

Каждый из нас хотя бы раз в детстве мечтал стать актером: сыграть роль Золушки или Принца. Сказки любят и дети, и взрослые.

Это редкий литературный жанр, который нравится всем.

Кто-то скажет: «На дворе высокотехнологичный XXI в., инновационные технологии, мировой кризис, а вы говорите о каких-то сказках». Но сказки — драгоценное наследие человечества, и их нельзя забывать и недооценивать.

Сказка для детей — это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным искусством. На них основан один из методов лечения — сказкотерапия.

Сказка несет в себе огромную информацию, передаваемую из поколения в поколение. Проживая роль сказочного персонажа, ребенок приобретает жизненный опыт.

Чтобы сыграть роль сказочного персонажа, надо не только ознакомиться с текстом, но и проанализировать сказку: выяснить тему и идею произведения, характер героя, в какое время происходит действие, познакомиться с культурой этого народа.

Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального, интеллектуального и физического напряжения. Игра в постановках сказок подходит как гиперактивным детям, так и замкнутым, застенчивым. Одних это разряжает, другим помогает почувствовать себя свободным.

Занятия театральной деятельностью стабилизируют психические процессы, снимают напряжение. Кроме того, сказки способствуют адекватному реагированию на жизненные ситуации, делают ученика добрее и восприимчивее к окружающему миру, приводят в норму его процессы возбуждения и торможения, формируют навыки слышать себя и другого.

Рекомендуем другие статьи:

Сказочная жизнь побуждает школьника действовать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Осознание ответственности за свои поступки приходит к нему непосредственно из сказочной ситуации, а не под давлением или из уст другого человека.

Это очень важно, так как появляется возможность к проявлению самостоятельности, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье учеников.

Сказки позволяют не только быстро и качественно запомнить новый материал, но и расслабиться, снять напряжение. Приведем пример орфографической сказки, придуманной нами, которую можно разыграть на уроке русского языка.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих Жили-были на большом пшеничном поле черный важный грач и старая серая мышь. Жили они дружно, собирая с одного поля зерна пшеницы для пропитания. С наступлением зимы зерен на поле становилось все меньше и меньше.

Однажды они поссорились из-за зерен пшеницы. Старая мышь сказала важному грачу: «Не сочти за дерзость, но ты должен уйти с этого поля, так как я стара и давно живу здесь, а зерен на поле уже совсем не осталось». Грач был вежливой птицей, потому он ответил: «Уважаемая мышь, останьтесь, пожалуйста, здесь, а у меня есть крылья и я полечу на поиски другого поля».

Грач был джентльменом и оставил серой мыши не только поле, но и на прощание подарил ей мягкий знак.

И с тех пор в слове мышь и во всех существительных женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак. А в слове грач и на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2007.
  2. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. СПб., 2007.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Театр I–XI классы / Под ред. А.Ю. Панфилова, В.М. Букатова. М., 1995.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *