Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №1)

Л.В. САВЕЛЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Проблема усвоения слов с непроверяе­мыми и труднопроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с та­кими словами приходится готовить практи­чески к каждому уроку. Задача данной ста­тьи — познакомить учителей с системой изучения непроверяемых написаний, осно­ванной на принципе двусторонней диффе­ренциации, который предполагает учет как специфики орфограммы, так и особеннос­тей учащихся.

Говоря о системе, мы имеем в виду мето­дическую интерпретацию данного понятия Т.Г. Рамзаевой, которая пишет: «Под систе­мой изучения языкового материала понима­ется целенаправленный процесс, обеспечива­ющий усвоение комплекса знаний в опреде­ленной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практи­ческих умений».[1] Следовательно, невозмож­но реализовать системный подход к изуче­нию какого-либо учебного материала, не оп­ределив цели обучения, последовательность изучения, взаимосвязь компонентов знаний, постепенное усложнение упражнений.

Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых напи­саний в начальной школе невозможно и без ответа на целый ряд частных вопросов:

  1. Сколько новых слов с непроверяемы­ми написаниями для изучения на одном уроке можно предлагать учащимся?
  2. Сколько раз эти слова должны встре­чаться на последующих уроках, чтобы уча­щиеся хорошо усвоили их написание?
  3. Какие особенности учащихся необхо­димо учитывать в процессе усвоения не­проверяемых написаний? Как организовать обучение с учетом этих особенностей?
  4. Как отбирать приемы изучения не­проверяемых написаний? Какой должна быть последовательность применения этих приемов?

[1] Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в на­чальных классах. — М., 1987, с. 227.

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №2)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *