Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №10)

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №9)

Л.В. САВЕЛЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Длительность работы (1-2 недели) должна устанавливаться в зависимости от сложности правописания слов изучаемой группы и от особенностей уроков, запла­нированных на этот период. Если в тече­ние одной учебной недели часть уроков должна быть посвящена каким-либо пись­менным работам (изложениям, сочинени­ям, диктантам) или работе над ошибками, то изучение одной группы слов с непрове­ряемыми написаниями может продолжать­ся в общей сложности 1,5-2 недели, чтобы обеспечить необходимое количество по­вторных встреч.

При отборе приемов для этапа закрепле­ния должна учитываться их специфика. На первых уроках данного этапа целесообраз­но использовать приемы 1-й группы (на­правленные на запоминание правописания слов), затем — приемы 3-й группы (направ­ленные и на запоминание написания, и на развитие речи учащихся). Только в конце этапа закрепления следует применять при­емы 2-й группы (направленные в большей мере на развитие речи учащихся).

В качестве примера можно привести уп­ражнения для закрепления одной из групп слов во втором классе четырехлетней на­чальной школы: машина, фамилия, ученик, дежурный, ребята. На первом уроке закреп­ления (урок № 2) используется прием из 1-й группы (группировка слов по орфографиче­скому признаку: учащимся предлагается распределить слова на группы в зависимос­ти от буквы, которую нужно запомнить), на втором уроке (урок № 3) — прием из 3-й группы (подбор однокоренных слов), на тре­тьем уроке (урок № 4) — прием из 2-й груп­пы (составление предложения).

Рассказ об истории слова, который це­лесообразно предлагать вниманию школь­ников на уроке № 3 (втором уроке закреп­ления), содержит сведения либо о проис­хождении слова (этимологическую справ­ку), либо о его образовании. Учитель после прослушивания рассказа может попросить учащихся кратко записать историю слова, например: кара (черный) + даш (камень) = карандаш.

Изучение одной группы слов обычно осуществляется в течение 5 уроков. На каж­дом уроке на это может быть потрачено примерно 3-5 минут. На уроке № 1 проис­ходит первичное восприятие группы слов, на уроке № 5 — проверка усвоения пра­вописания данных слов. Проведение уп­ражнений по закреплению предполагается на уроках № 2, 3 и 4.

Для более эффективной организации работы на этапе закрепления (на уроках № 2, 3, 4) учитель может применять тетра­ди на печатной основе «Я учу слова» для II, III и IV классов.[1] Известно, что пособия на печатной основе способствуют рацио­нализации труда учителя и учащихся: учи­тель может не заботиться о размножении дидактического материала и способах его предъявления, а учащиеся могут не спи­сывать языковой материал, так как все за­дания выполняются прямо в пособии в краткой письменной или графической форме. Таким образом, рабочая тетрадь позволяет сэкономить учебное время, вы­деляемое на каждом уроке для работы со словами из программных списков.


[1] Савельева Л.В. Я учу слова: Рабочая тетрадь по русскому языку. II класс (III класс, IV класс). — СПб.: ОАО «Иван Фёдоров», 2001.

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №11)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *