Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №11)

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №10)

Л.В. САВЕЛЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Большая часть заданий в тетрадях пред­назначена для самостоятельного выполне­ния. Имеются специальные задания для ра­боты в паре или группе учащихся, поэтому данные пособия могут являться средством организации совместной познавательной деятельности и учебного диалога. Для вы­полнения в паре предлагаются взаимодик­танты, задания на обнаружение орфограмм, сопоставление слов, составление предложе­ний и текстов.На страницах тетрадей размещены сло­варные уголки, которые должны способст­вовать формированию операции самоконт­роля. Подобный приближенный к ученику словарный уголок, который содержит изу­чаемую в данный момент группу слов, со­здает условия, во-первых, для их много­кратного зрительного восприятия; во-вто­рых, для участия школьников в управлении процессом запоминания, так как слова в уголке можно закрывать и открывать по ме­ре необходимости.

С целью формирования умения контро­лировать выполнение всех действий, ука­занных в задании, в методический аппарат тетрадей включен специальный условный знак: квадрат, в котором каждое выполнен­ное действие учащийся фиксирует любым удобным для себя способом (галочкой, кре­стиком и т.д.).

Урок № 5, как уже отмечалось, посвяща­ется проверке усвоения правописания слов из изучаемой группы. С этой целью изучен­ные слова диктуются либо всему классу, ли­бо одному (лучше слабому) ученику, кото­рый пишет их на доске, а остальные потом сравнивают написания слов на доске и у се­бя в тетради.

Рекомендуем другие статьи:

Проверка усвоения может осуществ­ляться с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в лю­бой другой форме, удобной для последую­щего учета и анализа ошибок. Если в ре­зультате такого анализа учитель выясняет, что написание некоторых слов еще не ус­воено, то корректируется состав последу­ющих групп (эти слова включаются в но­вые группы для повторного изучения) или продлевается этап закрепления группы в целом.

Контрольные словарные диктанты

проводятся по мере накопления опреде­ленного программой (для такого диктанта) количества изученных слов. Во II классе это 8-10 слов, в III классе — 10-12 слов, в IV классе — 12-15 слов. Следовательно, во II и III классах контрольные словарные диктанты могут проводиться 1 раз в 2 не­дели, в IV классе — 1 раз в 3 недели.

Подобный подход к изучению непрове­ряемых и труднопроверяемых написаний (распределение слов на группы, работа над каждой группой в течение определенного времени, обязательный учет ошибок) дела­ет процесс усвоения слов из программных списков абсолютно управляемым. Это озна­чает, что учитель совершенно точно знает, сколько слов изучено на данный момент времени, сколько раз каждое слово встрети­лось на уроках, какие слова необходимо включить в новые группы для организации повторных восприятий.

В заключение необходимо сказать, что описанная в статье система изучения не­проверяемых написаний уже более десяти лет применяется во многих школах Санкт- Петербурга и других городов. Эффектив­ность системы подтверждается результа­тами словарных диктантов: количество ошибок сокращается в 8 и более раз. Такие результаты оказываются возможными за счет соблюдения комплекса методических условий:

  1. Учет индивидуальных и общих (типи­ческих) особенностей памяти с целью раци­онализации процесса запоминания слов с непроверяемыми написаниями (опора на главный тип памяти при запоминании на этапе первичного восприятия; установле­ние оптимального объема запоминаемого материала; определение необходимого ко­личества повторных восприятий).
  2. Учет специфики данной орфограммы в процессе отбора приемов работы на этапе закрепления.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *