Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №2)

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №1)

Л.В. САВЕЛЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Программные списки слов для запоминания в начальной школе

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание ко­торых учащиеся должны запомнить. С ор­фографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические разли­чия дают основание разделить все слова на три группы. В первую группу можно вклю­чить слова с непроверяемыми написания­ми. Среди них есть слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными со­гласными (класс, суббота), со звонкими и глухими согласными (вокзал), с непроизно­симыми согласными (лестница).

При помощи запоминания младшие школьники должны усваивать и написание ряда слов, подчиняющихся правилам, кото­рые изучаются только в средней школе (вто­рая группа). Это относится, во-первых, к словам с чередованием гласных в корне (растение, гореть); во-вторых, к сложным словам с соединительными гласными о или е (самолет, путешествие); в-третьих, к не­которым наречиям (наречия, которые пи­шутся слитно: сверху, снизу; наречия с при­ставками с- и на- и суффиксами -а и -о на конце: слева, справа, налево, направо); в- четвертых, к словам с гласными после ши­пящих в корне (желтый, черный, шофер).

Рекомендуем другие статьи:

К третьей группе следует отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться слож­ным для младших школьников. Например, для проверки буквы, обозначающей непроиз­носимый согласный в слове праздник, вполне подходит слово празден, но оно может быть незнакомым для учащихся начальной школы.

Учителям необходимо знать перечис­ленные выше орфографические особенно­сти групп слов по целому ряду причин. Прежде всего, эти особенности важно учи­тывать в процессе формирования у млад­ших школьников умения дифференциро­вать (различать) орфограммы и графически их обозначать.

Достаточно часто на уроках в начальной школе слова из программных списков назы­вают словарными. Это название нельзя счи­тать удачным, потому что, во-первых, оно не носит терминологического характера (как из­вестно, все слова русского языка находятся в каких-то словарях). Во-вторых, оно абсолют­но не проясняет для ученика сущность того орфографического явления, с которым он сталкивается в процессе усвоения «словарно­го слова», так как не названа сама орфограм­ма. Следовательно, о необходимости запоми­нать написание подобных слов ребенок узна­ет только из дополнительных пояснений учи­теля, но не из названия «словарные».

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №3)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *