Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №3)

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №2)

Л.В. САВЕЛЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Некоторые учителя, говоря с учениками о непроверяемых написаниях, имеют в виду только непроверяемые безударные гласные, забывая, видимо, о других вариантах дан­ной орфограммы.

Учитывая все вышесказанное, можно рекомендовать учителям по мере изучения соответствующих слов составлять, посте­пенно дополнять и использовать для диф­ференциации (различения) орфограмм сле­дующую схему обобщающего характера, которая позволит учащимся осознавать не­проверяемые написания как часть орфогра­фической системы языка:

Непроверяемые написания в корне

Непроверяемые написания в корне

При таком подходе учащийся, объясняя правописание слова чувство, может сказать следующее: «В этом слове есть буква, обо­значающая непроизносимый согласный. Эту букву нельзя проверить».

Организуя усвоение слов из 2-й группы, учитель не должен скрывать от учащихся, что правила правописания таких слов будут изучены позже. Некоторые из этих слов можно проверить, например, слова желтый и черный, хотя способ их проверки учащие­ся еще просто не знают. Поэтому правопи­сание слов из второй группы лучше ком­ментировать так: «В слове самолет букву о нужно запомнить». А учителю следует из­бегать по отношению к данным словам во­проса: «Какие орфограммы в этом слове?» Понятно, что подобный вопрос может спро­воцировать неверный ответ.

Совершенно правильно поступают учите­ля, информирующие своих учеников о воз­можности проверки слов из 3-й группы. Ко­нечно, конкретное проверочное слово может подсказать сам учитель. Но при орфографи­ческом разборе ученики не должны называть букву и в слове лисица и букву д в слове пра­здник непроверяемыми. Бесспорным являет­ся лишь тот факт, что правописание данных слов, как и слов из 1-й и 2-й групп, учащиеся могут усваивать и при помощи запомина­ния. Именно поэтому при разработке систе­мы изучения непроверяемых и труднопрове- ряемых написаний в большей мере учитыва­лись не орфографические различия слов из разных групп, а общность способа их усвое­ния, принятого в начальной школе. Таким об­щим способом усвоения является запомина­ние орфографического облика каждого по­добного слова. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учетом особен­ностей памяти учащихся.

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №4)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *