Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №4)

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №3)

Л.В. САВЕЛЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Сущность принципа двусторонней дифференциации и его реализация в методике изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний П.П. Иванов еще в 50-х годах в книге «Методика правописания безударных глас­ных в начальной и средней школе»[1] сформу­лировал некоторые проблемы обучения не­проверяемым написаниям, которые сохра­нили свою актуальность до настоящего вре­мени. В числе этих проблем можно назвать следующие:

  • о сочетании различных видов вос­приятия при закреплении слов;
  • о силе первичного восприятия графи­ческого образа слова;
  • о количестве слов, предлагаемых для изучения на одном уроке;
  • о необходимости определения коли­чества и системы тренировочных упражне­ний на этапе закрепления для отдельных классов и отдельных учащихся.

Не со всеми способами решения этих проблем можно согласиться, но важность поставленных автором вопросов очевидна. Поэтому все они учтены при разработке си­стемы изучения непроверяемых написаний в начальной школе.

Формулировка последней (4-й) пробле­мы связана, как нам кажется, с идеей дву­сторонней дифференциации. Речь по сути идет об учете индивидуальных и типичес­ких особенностей учащихся в процессе ус­воения конкретных орфограмм. По мне­нию П.П. Иванова, при изучении проверя­емых и непроверяемых безударных глас­ных необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания и памяти учащихся. Он пишет: «Нам известно, что память учащихся начальной школы нахо­дится в стадии формирования, степень ее развития даже у учащихся одного и того же возраста не одинаковая. Типы памяти тоже не у всех детей одинаковы… Поэтому учи­тель в процессе обучения детей орфогра­фии должен не забывать о развитии раз­личных типов памяти у учащихся, с одной стороны, и максимально способствовать облегчению формирования орфографичес­кого навыка через наиболее развитой тип памяти — с другой».[2]

Для успешной реализации этой идеи не­обходимо, в первую очередь, располагать информацией об объеме и главном типе па­мяти учащихся конкретного класса. Полу­чить такую информацию учитель может при помощи несложного теста.* Учащимся предлагается запомнить постепенно увели­чивающиеся ряды цифр (минимальное ко­личество цифр в ряду 4, максимальное — 12), используя различные типы запомина­ния: зрительный (без проговаривания), мо­торный (с обязательным негромким прого- вариванием), слуховой (без проговаривания и зрительного восприятия).


[1] Иванов П.П. Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе».— М., 1955.
[2] Иванов П.П. Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе».— М., 1955, с. 67.
* Тестирование можно проводить со II полугодия I класса.

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №5)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *