Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №6)

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №5)

Л.В. САВЕЛЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Обработка результатов.

Результаты данного тестирования содер­жат информацию об объеме кратковремен­ной памяти и преобладающем типе запоми­нания (главном типе памяти) каждого ре­бенка. По мнению психологов, объем крат­ковременной памяти человека колеблется вокруг числа 7 + 2.[1]

Для определения объема кратковременной памяти и главного типа памяти за основу бе­рется последний ряд цифр, который воспроиз­веден учащимся полностью и безошибочно. Например, ученик запомнил зрительно 2 ряда (в последнем ряду — 5 цифр), с помощью про­говаривания запомнил 4 ряда (в последнем ря­ду — 7 цифр), а на слух — только 1-й ряд (4 цифры). Результаты обследования данного ученика выглядят следующим образом:

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №6)

Вывод: у Петрова Сергея преобладает мо­торный тип запоминания. Объем по зрительному и моторному типу памяти — в пределах нормы, по слуховому типу — чуть ниже нормы.
Важность полученной об учащихся ин­формации очевидна (ее можно использо­вать не только в процессе обучения рус­скому языку), поэтому результаты тести­рования целесообразно довести до уча­щихся и их родителей. Но чтобы, как реко­мендовал П.П. Иванов, «способствовать облегчению формирования орфографичес­кого навыка через наиболее развитой тип памяти», необходимо научить школьников опираться на него при запоминании право­писания слов.

Учитель может предложить следующие приемы запоминания:

  • проговорить вслух негромко по сло­гам каждое слово (для учащихся с моторной памятью);
  • молча посмотреть на слова, прочиты­вая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);
  • проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова прого­варивает сосед (для учащихся со слуховой памятью).

Обследование значительного количества классов в различных школах Санкт-Петер­бурга и других городах показало, что у большинства учащихся преобладает мотор­ная память, поэтому они могут использо­вать 1-й способ запоминания. Фактически данный способ предполагает сочетание трех факторов: зрения (ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребенок слышит то, что проговари­вает). Вероятно, по этой причине многие учащиеся лучше запоминают информацию именно этим способом. Но кинестезичес- кие ощущения (мускульные усилия органов речи при проговаривании) могут в том или ином виде иметь место и при запоминании вторым или третьим способом.

После демонстрации вышеназванных способов учитель должен обязательно напоминать учащимся о необходимости их применения при запоминании написа­ния слов.


[1]      Бородин С.М., Бородина В.А. Учим .читать. — Л., 1985, с. 92.

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №7)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *