Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №7)

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №6)

Л.В. САВЕЛЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Характеристика системы изучения непроверяемых написаний в начальных классах

Методике изучения непроверяемых на­писаний в начальной школе посвящено не­мало работ, среди которых есть статьи, па­раграфы или разделы пособий и целые книги. Авторами этих работ рассматрива­ются различные аспекты данной пробле­мы.

Например, Н.Н. Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении непроверяемых написаний;

П.П. Иванов (помимо разработки уже перечисленных вопросов) уточнил последовательность ра­боты с непроверяемыми безударными глас­ными;

Н.С. Рождественский рекомендовал приемы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфогра­фическому признаку (например, по началь­ной букве о: отец, обед, орех), подбор род­ственных слов и форм, подбор слов по признаку графического сходства и графи­ческой противоположности и другие;

В.П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся;

В.В. Ераткина, опираясь на дан­ные из психолого-педагогических и лингвометодических источников, перечислила и охарактеризовала довольно большое ко­личество приемов, направленных на акти­визацию учебной деятельности при обуче­нии непроверяемым написаниям.

Наибо­лее эффективными В.В. Ераткина считает следующие приемы: запись слов по алфа­виту, группировка и запись слов по орфо­графическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор слов с иноязычными элементами, подбор синонимов и антонимов, составле­ние и дописывание таблиц, выборочный ответ, сопоставление «противоположных» орфограмм, составление словосочетаний, замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами, письмен­ный пересказ текста с использованием дан­ных слов, выборочное списывание, сочи­нение по опорным словам.

Все названные приемы хорошо извест­ны в методике и широко применяются в на­чальной школе.

К числу наименее разработанных следу­ет отнести вопросы о последовательности (этапности) изучения непроверяемых напи­саний. Именно поэтому можно утверждать, что ни в одном из известных методических пособий не представлена система изучения слов с данными орфограммами, а учителю, как нам представляется, достаточно сложно справиться с созданием такой системы.

Несмотря на большое разнообразие при­емов, предлагаемых методистами и учите­лями, отсутствует их разграничение по до­минирующей (преобладающей) направлен­ности на запоминание правописания слов и на развитие речи учащихся. С этой точ­ки зрения все приемы можно условно разде­лить на три группы:

1-я группа — приемы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания — написание слова (группировка слов по орфографичес­кому признаку, установление сходства и различия в написании слов, вставка пропу­щенных букв и т.д.);

2-я группа — приемы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания — значение слова (подбор синонимов и антонимов, составле­ние словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными слова­ми, составление тематических групп, сочи­нение по опорным словам и т.д.);

3-я группа — приемы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи (подбор однокоренных слов, разгады­вание кроссвордов, использование этимо­логической справки и т.д.).

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №8)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *