Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №8)

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №7)

Л.В. САВЕЛЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Специфику приемов необходимо учиты­вать при определении последовательности изучения слов с непроверяемыми написани­ями. Целесообразно выделить следующие этапы системы:

I. Первичное восприятие группы слов.

Цель: рациональная организация запо­минания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное на­писание.

II. Закрепление правописания группы слов.

Цель: создание условий для прочного за­поминания написания и активного употреб­ления в речи слов с непроверяемыми напи­саниями.

Детальное описание системы работы не представляется возможным без разъяснения некоторых важных вопросов.

В разных источниках по-разному опре­деляется количество слов для ознакомления на одном уроке и необходимое количество повторных восприятий, а также их распре­деление во времени. Как уже отмечалось, объем кратковременной памяти человека равен 7 + 2. При определении оптимального количества слов для первичного восприя­тия мы ориентировались на нижнюю грани­цу нормы (5), поэтому все слова из про­граммных списков были разделены на груп­пы, состоящие, в основном, из пяти слов.

Для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долго­временную необходимо обеспечить, во-пер­вых, не менее 4-х повторных восприятий в течение одной-двух недель; во-вторых, пе­реработку информации на базе имеющихся знаний, то есть включение изучаемых слов в новые системные (языковые и речевые) отношения.

Этап первичного восприятия группы слов является, безусловно, наиболее важ­ным, так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с данными словами бессмысленной.

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №9)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *