Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №9)

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №8)

Л.В. САВЕЛЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Организация работы

Учитель объясняет учащимся, что сего­дня они познакомятся с новой группой слов с непроверяемыми написаниями и смогут их сразу написать без ошибок. Такое заме­чание учителя необходимо для создания со­знательной установки на запоминание. Да­лее учитель или ученик читает вслух (с со­блюдением орфоэпических норм) слова, за­писанные на доске или на специальном пла­кате. После чтения учащиеся под руковод­ством учителя производят орфографичес­кий разбор: обозначают ударение, находят буквы, обозначающие безударные гласные, проверяемые и непроверяемые гласные и согласные, объясняют написание проверяе­мых орфограмм (например, в слове народ букву а нужно запомнить, а букву д можно проверить). Затем следует в течение 30-60 секунд запоминание с опорой на главный тип памяти. После запоминания слова на доске закрываются, и учащиеся записыва­ют их под диктовку. Именно в этот момент активизируется, включается в работу крат­ковременная память.

Особенно тщательно проводится про­верка по вновь открытой записи на доске с обязательным послоговым (орфографичес­ким) проговариванием. При этом учащиеся с низким уровнем орфографического само­контроля и слабой памятью могут отмечать горизонтальной или вертикальной чертой каждый проверенный слог (например, на род или на/род).

После проверки учитель выясняет, кто из учащихся не допустил ни одной ошибки, кто допустил одну, две или более ошибок. Обычно количество допустивших ошибки бывает незначительным, и учитель должен вслух выразить свое удовлетворение и этим фактом, и тем, что некоторые ученики само­стоятельно нашли и исправили свои ошиб­ки уже в первый день знакомства с новой группой слов.

Таким образом, работа учителя и уча­щихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складыва­ется из нескольких строго обязательных и последовательных действий:

  • орфоэпическое чтение вслух слов, за­писанных на доске;
  • краткий орфографический разбор;
  • запоминание с опорой на главный тип памяти;
  • запись под диктовку (при закрытых словах);
  • орфографический самоконтроль (про­верка по образцу с обязательным орфогра­фическим проговариванием).

В начале каждого последующего урока в течение одной или двух учебных недель обеспечивается повторное восприятие изу­чаемой группы слов. Но в целях более эф­фективного и прочного запоминания каж­дое такое восприятие осуществляется в но­вых условиях, то есть в процессе решения других задач: фонетических, лексических, речевых и т.д. Так организуется закрепле­ние правописания слов с непроверяемы­ми орфограммами.

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе (Часть №10)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *