Структура, варианты использования в учебно-познавательной деятельности справочника по русскому языку

Т.Г. РАМЗАЕВА,
академик, доктор педагогических наук, профессор

Справочник входит в систему учебных пособий по курсу «Русский язык» для четырехлетней начальной школы и предназначен для самостоятельной работы школьников II—IV классов, а также найдет применение в педагогической деятельности учителя и будет использован родителями в разнообразных совместных занятиях с детьми.

Книга содержит 160 вопросов и 160 ответов на них, расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи, что позволяет школьникам представить начальный курс русского языка как систему. Наличие вопроса и ответа на него создает основу для сознательного усвоения лингвистических и речеведческих знаний и их применения в устной и письменной речи.

Впервые созданный справочник по русскому языку для младших школьников полифункционален. Это обусловлено совокупностью объективных факторов и существенных обстоятельств. Наиболее важные из них:

  • специфика языка как средства общения и его роль в становлении и развитии ученика как личности;
  • усвоение языка как одна из основных возможностей для школьника познать окружающий мир и самого себя;
  • уровень владения родным языком оказывает влияние на овладение познавательными способностями и культурой.

Специфика «Справочника» в значительной степени проявляется в его структуре. Материал в книге расположен по разделам с учетом основных единиц языка и речи: «Слово», «Предложение», «Текст», что создает для учащихся, как убеждает школьная практика, благоприятные условия для его использования в разных ситуациях устной и письменной речи. В содержании указанных разделов в определенной системе представлены основные сведения по фонетике и графике, по лексике, морфемике, грамматике (морфологии и синтаксису), лексикологии и стилистике, по орфографии и пунктуации.

В «Справочнике» особое место занимает раздел «Памятки по выполнению заданий», включающий для учащихся начальных классов примеры звуко-буквенного разбора слов, а также разбора словосочетаний (устного и письменного), разбора предложений по членам предложения, разбора слов как частей речи, разбора слова по составу. Выделены сведения-рекомендации по разделам: «Как подготовиться к изложению», «Как составить текст-повествование», «… текст-описание», «… текст рассуждение». В «Справочник» включены также сведения по разделам: «Как работать над орфографическими ошибками», «Как работать над ошибками и совершенствовать текст сочинения или изложения». Памятки по выполнению разного вида заданий предпосланы учащимся как рекомендации, направленные на сознание наиболее целесообразных вариантов оформления задания, полноты его осуществления и последовательности действий. Использование образцов разбора после выполнения заданий полезно школьникам для самооценки.

Материал о каждой единице речи и языка представлен в «Справочнике» целенаправленно, т.е. прежде всего с учетом осознания школьниками функции слова как языковой и речевой единицы в их взаимосвязи и развития умения употреблять их в речи.

Так, например, широкий диапазон сведений о слове позволяет учащимся постепенно от класса к классу (по мере надобности в практической речевой деятельности) расширять свои представления о лексическом значении слов русского языка и их употреблении в речи. Каждое самостоятельное слово что-то обозначает (называет), иначе говоря, имеет свое лексическое значение. В русском языке есть слова однозначные и многозначные. Сущность и специфику синонимов, антонимов, омонимов, паронимов ученик может уточнить для себя по «Справочнику». Жизнь слова также нашла отражение в «Справочнике». В нем можно найти ответ на вопросы: «По чему появляются в языке новые слова, а некоторые уходят из употребления?», «Что значит слово употребляется в переносном значении?», «Какие правила произношения слов есть в русском языке» и т.д. Употребление слова в речи рассматривается в «Справочнике» и с точки зрения его лексического значения, а не только произношения и написания, подробно характеризуется как определенная часть речи.

В разделе «Слово как единица языка и речи» особое место занимает тема «Морфемный состав слова. Правописание корня, суффиксов и приставок». Представлен материал как из области морфемики, так и из области орфографии. Именно установление взаимосвязи между знаниями (морфемными и орфографическими) и составляет определенную трудность для младшего школьника. В «Справочнике» учащиеся могут найти ответы на вопросы, которые их затрудняют и в то же время важны им в практической деятельности (см. вопросы и ответы на с. 26-38). Школьники могут самостоятельно пользоваться сведениями, помещенными на указанных страницах, при выполнении упражнений по учебнику или специальных заданий (разбор слов по составу, подбор однокоренных слов определенных частей речи, вставка в слова пропущенных букв с указанием морфемы, в которой буква пропущена, и т.д.). Заслуживает внимания целенаправленная работа над приставками, сочетающая словообразовательные задания и морфемный разбор слов. «Справочник» специально обращает внимание школьников на сопоставление способа проверки безударных гласных в корнях слов и правила проверки написания приставок или суффиксов. При этом необходимо подчеркнуть, что все функции «Справочник» решает во взаимосвязи с учебником «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева).

Структура раздела «Части речи» (с. 38-95) направлена на то, чтобы создать у учащихся как обобщенные представления о самой грамматической категории «часть речи», так и о своеобразии конкретных частей речи русского языка (Чем отличается одна часть речи от другой). Раздел содержит совокупность систематизированных вопросов грамматического и речеведческого характера, имеющих разную целевую направленность. Ответы на вопросы не требуют механического запоминания, а побуждают учащихся к размышлению, т.е. к выполнению действий в определенной последовательности и взаимосвязи, к сопоставлению и противопоставлению фактов и сведений, включенных в «Справочник». Важно учить школьников пользоваться «Справочником», начиная с развития умения ориентироваться в книге, считая важным запоминание примеров из литературных произведений, включенных в нее.

В «Справочнике» есть и такие вопросы, которые по своему оформлению уже требуют внимания школьника к самому процессу решения определенной познавательной задачи (с. 28-29, 65-66, 73, 92-93). У учащихся формируется умение использовать «Справочник» для самостоятельной работы на уроке или дома. Например, в III классе изучается тема «Словосочетание» (Учебник, с. 42-44; Справочник, с. 101-103). После того как на первом уроке изучения данной темы третьеклассники уточнили с помощью учебника, какие два слова образуют словосочетание, им было предложено доказать, почему подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания, и использовать при необходимости «Справочник» (с. 101). При выполнении упр. 102 (Учебник, III класс), опираясь на сведения из «Справочника», учащиеся могут определить, какое слово в словосочетании является главным, а какое зависимым и почему их так называют.

Учащиеся IV класса школ с углубленным обучением русского языка получают возможность с помощью «Справочника» распознавать глагольные и именные словосочетания, осознанно различать смысловую связь слов и связь грамматическую (Справочник, с. 102), а также практически в процессе составления предложений знакомятся со способами связи слов в словосочетании (согласованием, управлением, примыканием). Они узнают о том, что имя существительное с именем прилагательным согласуется в роде, числе и падеже (с верным другом), глагол «управляет» падежом имени существительного (гордился отцом), а связь слов, при которой зависимое слово не изменяется и присоединяется к слову только по смыслу, получила в русском языке название «примыкание» (живут дружна).

Учащиеся обращаются к «Справочнику», чтобы уточнить для себя правильность ответа или правильность написания слова.

Примеры из школьной практики:

  1. Ученик затрудняется, как найти приставку в слове предъявлять и какой знак пишется в данном слове. Самостоятельно он находит в «Справочнике» на с. 36 ответ на вопрос: «Как найти в слове приставку?» и решает свою задачу.
  2. Учитель предлагает учащимся, используя «Справочник», подготовиться к ответу на вопросы:
  • Как изменяются имена существительные и имена прилагательные? Для доказательства надо привести свои примеры (письменно).
  • Есть ли в русском языке слова, которые не изменяются? Докажите. Проверьте свой ответ по «Справочнику».

Возможен самостоятельный поиск ответа на вопрос, который возник у ученика в процессе выполнения домашнего задания. Например: «Перед какими союзами между однородными членами всегда ставится запятая? Когда между однородными членами не ставится запятая?» (Справочник, с. 105).

Перед выполнением упражнений из учебника иногда полезно предлагать учащимся узнать, какие правила потребуется применить для того, чтобы выполнить задание. Ученики самостоятельно находят ответы на вопросы, используя (при необходимости) «Справочник».

Нецелесообразно заучивать сведения или правила, включенные в «Справочник». Важно формировать умения пользоваться его материалом при решении разного вида практических задач грамматического и речеведческого типа.

Особого внимания заслуживает проблема, связанная с овладением школьниками способами действий, обеспечивающими осознанное применение знаний. Учитывая

данное исходное положение, автор «Справочника» предлагает разного типа вопросы, формулировка которых побуждает учащихся усвоить не только то, что надо знать, но и как применять эти знания в своей деятельности. Например, при создании текста школьники, используя «Справочник», сознательно структурируют текст. Им нужно знать о связи предложений в каждой части текста, а также о связи частей текста между собой. Некоторые из необходимых сведений помещены в «Справочнике» (с. 116-123). Учащиеся анализируют их в процессе коллективной работы под руководством учителя, а также и самостоятельно, когда создают свои тексты или проверяют то, что написали.

«Справочник» используется учащимися и в целях исправления ошибок, например, при постановке знаков препинания в предложениях, при написании суффиксов глаголов, распознавании текстов по стилю речи и т.д. Учащиеся постепенно по мере усвоения программного материала все более уверенно обращаются к «Справочнику» с целью найти ответ на вопрос, чтобы выполнить задание — правильно употребить или написать слово, составить текст, подобрать синонимы, найти в слове основу и др.

Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе. Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1-4 классов. — М.: Дрофа., 2001.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *