Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №1.

Г.Г. ШМЫРЕВА,
профессор Владимирского ГПУ С.М. НЕСТЕРОВИЧ,
учитель школы № 19 г. Владимира

На современном этапе развития школьного образования учитель получил возможность выбирать учебники, по которым он может обучать детей. В средней школе № 19 г. Владимира начальные классы работают по разным учебникам математики: авторов М.И. Моро, М.А. Байтовой и др., а также авторов Л.Г. Петерсон, Н.Б. Истоминой, Л.В. Занкова.

С 1993 г. ряд учителей школы работает по программе и учебнику Н.Б. Истоминой. Такой выбор сделан не случайно. В этом учебнике нашли отражение не только со временные методы и средства обучения, организационные формы учебной деятельности учащихся, но и система продуктивных заданий, с которыми интересно работать как детям, так и учителю.

Система заданий, представленных в учебнике математики для I класса Н.Б. Истоминой, способствует реализации взаимосвязи развития мышления младших школьников и усвоения ими знаний, умений и навыков  Кроме того, эти задания обеспечивают осознанное овладение обобщенным способом действия, предусматривают вариативность упражнений как по содержанию, так и по форме подачи, а также своевременную установку на запоминание табличных случаев арифметических действий.

Покажем это на примере конкретного урока, который проводился по теме « Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд и соответствующие случаи вычитания».[1]

1. На доске записаны два столбика выражений:

Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №1.

Предлагается сравнить выражения первого и второго столбиков и объяснить, чем они похожи и чем отличаются.

Выясняется, что выражения каждого столбика есть сумма чисел, первые слагаемые у них одинаковые. Этим они похожи. Отличаются тем, что в первом столбике записана сумма двух слагаемых, а во вто­ром — трех.

Учитель предлагает вычислить значения суммы первого столбика. Дети называют числа: 12, 13, 14, 15.

Проводится беседа:

— Давайте вспомним, как складываются такие числа. (Первое слагаемое дополняем до 10. Для этого к 6 прибавляем 4, получаем 10, к 10 прибавляем 2, получаем 12.)

Аналогично учащиеся объясняют способ действия для других случаев этого столбика.

— Какую роль играет второй столбик в этом задании? (Выражения второго столбика выполняют роль помощника. Они помогают быстро найти значения сумм первого столбика.)

Далее предлагается сравнить значения сумм с числами, записанными в таблице, и прочитать полученное слово:

Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №1.

— Представьте, что мы попали на цирковое представление, — говорит учитель, — вы его участники. На цирковой арене понадобятся ваши знания таблиц сложения и вычитания в пределах 20.

2. На арене клоун со своим песиком Фунтиком (рис. 1), который выложил ряды чисел:

Рекомендуем другие статьи:

Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №1.

Клоун пояснил, что это «волшебные» ряды, в первом ряду надо подобрать два таких числа, которые в сумме дадут число 12, а во втором ряду — число 13.

Дети называют суммы, учитель записывает их на доске: 1 + 11, 2 + 10, 3 + 9, 4 + 8, 5 + 7, 1 + 12, 2 + 11, 3 + 10, 4 + 9, 5 + 8, 6 + 7.

— Какое число в первом ряду не было названо? (Число 6.)

— С каким числом его надо сложить, чтобы получить число 12? (6 + 6 = 12.)

— Какую закономерность вы заметили? Запишите по этому же правилу такие ряды чисел, чтобы составить суммы, значения ко­торых равны: 14, 15, 16.

Задание выполняется по рядам. При проверке учащиеся по цепочке называют соответствующие суммы чисел.

3. На доске выставлены карточки с числами:

Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №1.

Клоун вместе с Фунтиком предлагает задание: «Разгадай правило, по которому числа, записанные в карточках, связаны между собой, и заполни пустые окошки».

Ученики поясняют, что на карточках два числа в сумме дают третье число и называют пропущенные числа (9, 8, 6, 7, 9, 11).

4. Клоун меняет задание и предлагает расставить знаки арифметических действий так, чтобы равенства были верные:

8 * 7 * 6 = 9, 15 * 7 * 1 = 9

4 * 8 * 3 = 9

Учащиеся так объясняют постановку знаков: в первом равенстве три однознач­ных числа, если поставим знаки «+» и «-», получим (8 — 7 + 6) = 7, а не 9, равенство будет неверным; поставим знаки «+» и «-», тогда 8 плюс 7, получим 15, 15 «минус» 6, будет 9, равенство верное.

Аналогично рассуждая, учащиеся расставляют знаки арифметических действий в других равенствах.

Выясняется, чем похожи эти три равенства? Какое равенство является лишним?

Учащиеся поясняют: во всех трех равенствах значения выражений равно 9, в каждом равенстве слева по три числа. Этим равенства похожи. А, отвечая на второй вопрос  одни учащиеся назвали лишним второе равенство, так как оно содержит двухзначное число 15; другие, ориентируясь на знаки арифметических действий, назвали второе, потому что в первом и третьем равенствах знаки идут в таком порядке: «+» и «-», а во втором сначала идет знак «-», а потом знак «+».

 Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №2.


[1] По программе Н.Б. Истоминой на изучение этой темы отводится 12 уроков. В данной статье рассматривается 8-й урок темы — табличные случаи сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *