Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №2.

Г.Г. ШМЫРЕВА,
профессор Владимирского ГПУ С.М. НЕСТЕРОВИЧ,
учитель школы № 19 г. Владимира

Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №1.

5. На арене жонглеры (рис. 2).

Выясняется, какими предметами они жонглируют (рис. 3).

Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №2.

Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №2.

Проводится беседа.

— По какому признаку можно разбить все предметы на две группы? (По цвету, размеру и форме.)

— Какому разбиению соответствуют выражения, записанные в столбиках:

8 + 3                  6 + 5                      7 + 4

11 — 8                11 — 6                     11 — 7

11 — 3                11 — 5                     11 — 4

(В первом столбике предметы разбиты по форме — 8 обручей и 3 булавы; во втором — по размеру, 5 больших предметов и 6 маленьких; в третьем — по цвету, 7 красных и 4 синих предмета.)

— Найдите значения выражений и объясните  как вычислить значение разности, используя сумму. (Учащиеся вспоминают правило взаимосвязи между сложением и вычитанием и объясняют: значения суммы 8 и 3, равно 11; если из суммы 11 вычесть первое слагаемое 8, то получим второе слагаемое 3; если из суммы 11 вычесть второе слагаемое 3, то получим первое слагаемое 8.)

Аналогично учащиеся находят значения выражений второго и третьего столбиков.

6. Выходит фокусник с « математическими» фокусами.

1) Задумайте любое число, меньшее 10, прибавьте к нему число 6, назовите число, которое получилось, а я скажу, какое число было задумано.

Учащиеся говорят: 14, 12, 9, 10, 11 и др.

Фокусник называет задуманные числа: 8, 6, 3, 4, 5 и т.д.

Выясняется, в чем смысл этого фокуса, и предлагается самим детям выступить в роли фокусника.

2) Задумайте любое однозначное число, прибавьте к нему число 7, а теперь из полученного значения суммы надо вычесть задуманное число. У вас в ответе получилось 7. Кто понял, как я это узнала Попробуйте такие фокусы провести дома.

7. На арену выходит Дарья с дрессированными голубями. Ей надо 15 голубей рассадить на два обруча.

— Догадайтесь, как она могла это сделать. Самостоятельно составьте соответствующие равенства и запишите их в тетради.

Свои ответы учащиеся сверяют с записями на доске:

14 + 1 = 15, 13 + 2 = 15, 12 + 3 = 15,

11 + 4 = 15, 10 + 5 = 15, 8 + 7 = 15.

— У кого записаны все равенства, как на доске? Кто записал шесть равенств?

8. Запишите равенства, которые отмече­ны на числовых лучах а) и б) (рис. 4).

Рекомендуем другие статьи:

Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №2.

Учащиеся записывают:

7 + 5 = 12, 15 — 6 = 9.

9. Выступают дрессировщики львов. Звери находятся за специальными огражде­ниями (рис. 5).

Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №2.

— Назовите геометрические фигуры, изображающие загородки. Поясните, что обозначают числовые выражения, записанные на доске. (В первом выражении число 7 обозначает количество коротких звеньев ломаной линии, а число 6 — количество длинных звеньев; в выражении 4 + 9 число 4 — количество длинных звеньев, а число 9 — коротких.)

— Запишите выражения в тетради, вычислите их значения и составьте другие равенства по этим рисункам.

Задание выполняется по вариантам:

Вариант 1

7 + 6 = 13 13 — 7 = 6 13 — 6 = 7

Вариант 2

4 + 9 = 13 13 — 4 = 9 13 — 9 = 4

10. Какие звери еще выступают в цирке, вы узнаете из задания 312 на с. 135 учебника.

Ученики читают: «В цирке выступало 11 обезьян и 7 тигров. Обозначь животных кругами и покажи, на сколько больше было обезьян, чем тигров».

После обсуждения рисунков, которые сделали персонажи учебника Маша и Миша, учащиеся в тетради выполняют свои рисунки и показывают результат: на сколько обезьян было больше, чем тигров.

Учащиеся примерно так выполнили задание (рис. 6). И объяснили, что на рисунке, который они сделали, хорошо видно, что обезьян на 4 больше, чем тигров. А затем уточнили, как получили число 4 (из числа обезьян вычли столько обезьян, сколько было тигров: 11 — 7 = 4).

Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №2.

Таким образом, на примере одного урока можно видеть некоторые особенности заданий развивающего характера учебника математики Н.Б. Истоминой. Это, во-первых, продуктивные задания, способствующие активизации мыслительных процессов (учащиеся выполняют задания на составление выражений в соответствии с поставленными условиями, на поиск условий, в соответствии с которыми рисунки или выражения подобраны; во-вторых, вариативность рассмотрения материала, которая является не только необходимым условием проблемно-поискового обучения, но и способом обеспечения дифференцированного подхода.

Кроме того, система заданий развивающего характера обеспечивает овладение обобщенным приемом вычисления с переходом через разряд, предусматривает достаточную повторяемость табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20, а также своевременную установку на запоминание этих случаев.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *