Учим ребенка быть внимательным.

Н.М. ЧЕБОТАРЕВА, учитель начальных классов, школа № 11, г. Тамбов

Задача школы не только обеспечить школьника определенной суммой знаний, но и научить его с максимальной отдачей использовать все психические процессы.

Придя в школу, ученик сталкивается со многими трудностями, так как младшим школьникам трудно сосредоточиться на главном, они часто отвлекаются, не могут себя организовать. Учителям часто приходится повторять: «Будьте внимательны», «Посмотрите все сюда!» и т.д.

Обучение в школе ориентировано на работу произвольного внимания, поэтому его надо специально воспитывать и тренировать, а начинать лучше с развития наблюдательности.

Для этого необходимо чаще обращать внимание учеников на конкретные вещи: «Послушайте, как тихо стучит дождь по стеклу. Наверное, хочет о чем-то рассказать». «Какие необычные сегодня облака! Как будто манят нас куда-то!»

Начиная или заканчивая урок стихотворными строками, педагог может дать ученикам возможность свободно высказаться, обменяться мнениями о том, какое впечатление они на них произвели, что они почувствовали, услышали, увидели в этих строках.

Например, ученики прослушали стихотворение В.Т. Дорожиной.

Плывут над городом рассветы,

И в речке Цне вода светла.

Мы счастливы, что видим это.

Как нам Тамбовщина мила!

Анализируя его, учащиеся рассказывали, как, гуляя с родителями по берегу реки, они наблюдали, какая в ней чистая вода, даже видны камешки на дне.

В процессе работы с загадками ученики проявляют не только сообразительность и смекалку, но и воспитывают в себе наблюдательность.

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды снуют

И, галдя, ее клюют.

— Что это? (Рябина.) Как вы догадались?

Учащиеся описывают рябину, используя свои наблюдения.

— Когда пойдете домой, подойдите к рябине, которая растет у нас под окном, послушайте, о чем шепчут ее листья. Обратите внимание на грозди. Что они расскажут вам? Завтра мы обменяемся мнениями.

На следующий день ученики не только рассказали о рябине во всех подробностях (какой формы листочки, какой окраски ягоды и т.д.), но и описали жучка, ползущего по стволу, птицу, вспорхнувшую с дерева.

— Попробуем сочинить загадку про ежика. Какой он формы, какого цвета? Какие у него мордочка, ножки? Чем покрыта его спинка? Какие у него повадки? Выделите главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных. (Маленький размер, продолговатая спинка, покрытая иголками. Он часто сворачивается и становится круглым, колючим шаром.)

Развивая в учащихся наблюдательность, педагог дает им пищу для размышлений, формирует у них собственное мнение о предметах, явлениях и пр.

Известно, что внимание младших школьников рассеянное, его направленность на что-либо все время подвергается «атакам» многим раздражителей. В процессе описанной выше работы над загадками школьникам легче справиться с тем, что отвлекает, так как ученик должен сосредоточить внимание на конкретном объекте. Важно не забывать хвалить учеников.

Воспитывать внимание без игры невозможно. Например, при изучении темы «Порядок, цвет предметов» можно использовать игру «Заметь все», которая направлена на увеличение объема внимания.

Учитель выкладывает в ряд 5–7 предметов (или рисунков с их изображением), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на десять секунд, педагог снова закрывает их и предлагает первоклассникам перечислить предметы, которые они запомнили. Приоткрыв снова предметы на восемь-десять секунд, он спрашивает: «В какой последовательности они лежали?» Поменяв местами два любых предмета, учитель снова показывает их на десять секунд и спрашивает: «Какие предметы переложены? Какого цвета каждый из них?» и т.п.

Игра «Будь внимателен» направлена на развитие внимания.

Ученики шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и учащиеся должны выполнять определенные действия, например, если они услышат слово зайчики — прыгать, лошадки — ударить «копытом» об пол, раки — пятиться, птицы — бежать, раскинув руки в стороны, аист — стоять на одной ноге.

Игра «Найди слова» проводится с целью развития концентрации внимания.

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем слово, например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, дорога, олень, пирожок и т.д.

В период обучения грамоте, знакомя первоклассников со звуками и обозначением их на письме соответствующими буквами, можно использовать игру «Кто быстрее»: учащиеся должны быстро и точно вычеркнуть в предложенном тексте часто встречающуюся букву, например е.

Учим ребенка быть внимательным

При оценке учитывается затраченное время и количество допущенных ошибок.

Для тренировки переключения и распределения внимания задание следует изменить: зачеркнуть одну букву вертикальной чертой, а другую горизонтальной. Со временем задания могут усложняться, например, одну букву зачеркнуть, другую — подчеркнуть, а третью — обвести кружком.

Цель такой тренировки: выработать привычные, доведенные до автоматизма действия, подчиненные определенной задаче. Этот вид заданий способствует усвоению алфавита и воспитывает произвольное внимание. Количество допущенных ошибок раз от разу уменьшается, в идеале ученик настолько сосредоточивается, что не допускает ни одной ошибки.

Первоклассники всегда сталкиваются с трудностями при ориентировке на листе бумаги. В выработке этого навыка может помочь игра «Бабочка» (см. рис. 1–4).

Учитель рисует большой квадрат (10 × 10 см) и делит его на 9 клеток. В центре сидит «бабочка». Она совершает движение по квадрату, вверх или вниз, влево или вправо. Начало ее движения всегда из центра. Например, бабочка сидит в центре. Она двигалась вверх, влево, вниз, вправо, вниз. Где она оказалась? Сначала ученик водит пальцем по центрам маленьких квадратов, слушая команды. Со временем он учится выполнять задание, представляя этот квадрат с закрытыми глазами и совершая движения мысленно.

Можно диктовать ребенку команды, можно попросить, чтобы он диктовал их педагогу, можно давать команды по очереди.

Наблюдая за учениками на протяжении четырех лет обучения в начальной школе, мы увидели, что, взрослея, они более осознанно понимают, что хорошо развитые свойства внимания являются одним из факторов, определяющих успешность обучения.

Описанные выше приемы работы помогают не только воспитывать и тренировать внимание младших школьников, но и способствуют повышению уровня их интеллектуальной активности.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *