Урок духовно-нравственного чтения

Этноконфессиональный аспект духовно-нравственного воспитания в курсе чтения.

С.Г. МАКЕЕВА,
г Ярославль

(использование библейского сюжета в соче­тании с литературно-художественными ма­териалом)

III класс

Тема: «Почитай отца и матерь свою…».

Ход урока

1. Классификация понятий: «чистосер­дечность», «зависть», «кротость», «искрен­ность», «безответственность», «хамство».

Задания.

Распределите понятия на две группы: «хорошо» — «дурно». Через анализ значе­ния этих слов, их морфем объясните смысл этих понятий. А что значит «хамство»? Об­ратимся за ответом к Библии.

2. Чтение библейского сюжета о Ное и сыновьях (Гл. 9, 20-25).

«Ной начал возделывать землю и наса­дил виноградник. И выпил он вина, и опь­янел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, вышедши, рассказал двум брать­ям своим. Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним младший сын его; И сказал: Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих».

Анализ текста.

— Кто такой Хам по библейскому преда­нию? В чем проявилась предосудитель­ность поступка Хама по отношению к отцу? Какое наказание постигло Хама? (Наказа­ние за Хама понес его сын Ханаан.)

Как вы относитесь к этому наказанию? Попробуйте подобрать слова, близкие по значению к слову «хамство». (Неуважение и непочтительность к родителям и окружаю­щим; наглость.)

3. Возвращение к произведению, прочи­танному ранее: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

— Мы уже читали это произведение. Кто помнит, о чем оно? Каков смысл расска­за? А можно ли сказать, что этот рассказ о хамстве? Давайте возвратимся к нему еще раз, перечитаем произведение. (Чтение тек­ста учащимися «для себя».)

Напомнил ли вам этот рассказ Л.Н. Тол­стого библейский сюжет? Чем? (Свободный обмен мнениями.)

4. Анализ произведения в сопровожде­нии выборочным чтением.

— Попробуем вместе поразмышлять над произведением. Почему сын и невестка пе­рестали сажать деда за стол? (У него не бы­ло зубов и текло изо рта, когда он ел.)

Почему невестка решила давать старику еду в лоханке? (Он разбил чашку.)

Кому обычно дают еду в лохани? (Жи­вотным.)

Рекомендуем другие статьи:

Как вы думаете, правы или нет были сын и невестка? Как бы вы охарактеризовали от­ношение сына к своему старому отцу? (От­носится без уважения к нему как к родите­лю, без почтения к его старости.)

Можно ли считать это проявлением хам­ства? Что заставило сына и невестку оду­маться, понять всю недопустимость такого отношения к отцу? (Их сын Миша, видя как они относятся к деду, решил так же отно­ситься к родителям в старости.)

А возникли ли у вас вопросы к писате­лю? У меня возник вот какой: для кого все- таки больше написан этот рассказ — для родителей или для детей? Если для родите­лей, тогда зачем вы, дети, должны его чи­тать? (Выслушиваются мнения учащихся о том, что настоящим человеком — сыном, дочерью — надо расти с самого детства.)

Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у роди­телей. Запишите вопрос, который вы зада­дите дома после семейного чтения этого рассказа: «Для кого написал Л.Н. Толстой свой рассказ: для родителей или детей?»

5. Обращение к библейской заповеди и ее толкование.

— Среди библейских заповедей одна из самых главных звучит так: «Почитай отца и матерь свою». Что значит почитать родите­лей? (Уважать их, слушаться, помогать им.)

Как вы думаете, стала ли эта заповедь правилом жизни для русского народа? (Об­мен мнениями.)

Что является лучшим доказательством на этот счет? (Народная пословица.)

Какие из пословиц вы можете привести в подтверждение этой библейской запове­ди? (Выслушиваются ответы детей.)

Можете записать на память такую по­словицу: «Кто родителей почитает, тот во век не погибает». Как вы понимаете эту по­словицу?

Есть еще одна пословица: «Почитай учителя как родителя». Почему родилась эта пословица? (Потому что учитель, как родитель, заботится о воспитании детей.)

Об уважении еще к каким «родителям» нельзя забывать? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите однокоренные слова к слову «родители». (Народ, родина.)

В чем проявляется хамство, непочти­тельность по отношению к своей родине, своему народу? (Неуважение к родной куль­туре, народным традициям и его жизнен­ным правилам.)

Запишите в свои личные дневнички эту библейскую заповедь, а ниже попробуйте сформулировать правила жизни, которые с ними связаны. Первое правило составим и запишем все вместе: «Будь послушным сы­ном (дочерью)». Дома можете дополнить эти правила вместе с родителями. Чтобы эти правила не оставались «мертвыми бук­вами», нужно следовать им в собственной жизни, чаще давать себе отчет в собствен­ных поступках. Надеюсь, что об этом вы еще не раз будете размышлять в своих дневничках.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *