Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников (Часть №1)

В.Л. КРИВЕНКО,
учитель начальных классов гимназии № 4 г Сургута

Экологическая катастрофа перестала быть чем-то призрачным, отдаленным в простран­стве и времени. Это — горькая реальность. Но до сих пор экологические проблемы мыслятся людьми как нечто постороннее, внешнее по отношению к ним, а не как то, что заключено в них самих. В «Стратегии сохранения природы» Международного союза охраны природы (1980) такой пункт, как «экологическое воспитание», находится на последнем месте. Но ведь все мероприятия по охране природы окажутся бесполезными (а иногда и вредными) без соответствующих поведенческих установок людей, которые взаимодействуют с миром природы без по­требительского отношения к ней. Поэтому все большее количество исследователей приходят к выводу о том, что экология — миро­воззренческая наука и ее главная задача — формирование у людей экологического ми­ровоззрения. Эта проблема находит отраже­ние и в образовательном процессе, так как в основе любой цивилизации лежит образование  т.е. передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, передача культуры и нравственности.

В нынешних условиях жесткого экологи­ческого императива, преодоление которого только и обеспечит сохранение человечества на планете, основой нравственного воспита­ния человека и его образования становятся прежде всего взаимоотношения человека и природы. «Экологическое воспитание и об­разование превращаются в стержень совре­менного образования, являясь ключом к пе­рестройке современных систем образования и общества в целом. А учитель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества». (Н.Н. Моисеев.)

Рекомендуем другие статьи:

Особая роль в решении данной пробле­мы отводится начальной школе, так как именно в ней закладываются основы эко­логического мировоззрения. Экологичес­кое воспитание и образование под руко­водством учителя начальных классов, ко­торый пользуется у младших школьников непререкаемым авторитетом, протекает более плодотворно и является хорошей ба­зой для следующего этапа экологического образования.

В настоящее время существуют раз­личные подходы к экологическому образо­ванию и воспитанию младших школьни­ков, разработаны соответствующие учеб­но-методические комплексы (более или менее удачные). В них по-разному ставят­ся и решаются проблемы сочетания эколо­гического воспитания и образования. Идет поиск и создание системы экологических знаний, включенных в единую систему об­разования.

Экологическое воспитание должно представлять целостную систему, охваты­вающую всю жизнь человека. Оно должно иметь своей целью формирование мировоз­зрения человека, основанного на представ­лении о своем единстве с природой и о на­правленности своей культуры и всей прак­тической деятельности человека не на экс­плуатацию природы и даже не на сохране­ние ее в первозданном виде, а на ее разви­тие, способное содействовать развитию об­щества (коэволюция).

Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников (Часть №2)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *