Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников (Часть №2)

Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников (Часть №1)

В.Л. КРИВЕНКО,
учитель начальных классов гимназии № 4 г Сургута

В том, что экологическое воспитание должно охватывать всю жизнь человека, мы видим проблему использования в учебновоспитательном процессе жизненного опы­та личности, т.е. витагенное обучение.

Витагенное обучение доктор педагоги­ческих наук А.С. Белкин трактует как «обу­чение, основанное на актуализации жизнен­ного опыта личности, ее интеллектуально- психологического потенциала в образова­тельных целях…».

В основе витагенного подхода к обучению лежит признание того, что многообраз­ный жизненный опыт — ценнейшее досто­яние человека. Он является необходимой предпосылкой человеческого познания. Те­оретические формы знания расширяют, обогащают, систематизируют этот опыт, но ни в коей мере не могут его заменить.

Наши исследования (вслед за Ш.А. Амонашвили) позволяют утверждать, что «чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества».

Витагенное обучение позволяет рассма­тривать ученика в качестве равноправного участника процесса познания, в качестве носителя ценностного знания. При таком подходе ученик является не только объектом  но и субъектом познавательной дея­тельности.

Академик А.С. Белкин определил ос­новные, обобщенные источники витаген- ной информации:

  • влияние средств литературы;
  • влияние произведений искусства;
  • социальное, деловое, бытовое об­щение;
  • различные виды деятельности;
  • образовательный процесс.

Нами проводились специальные иссле­дования с целью определения содержания витагенной информации у младших школь­ников о проблемах экологии, охраны окру­жающей среды и роли человека в природе с опорой на их витагенный опыт. Экспери­ментальное задание выполняли 95 третье­классников. Учащиеся писали мини-сочи­нение, тема которого была сформулирована в виде вопроса «Что вы знаете о роли чело­века в природе? Он приносит ей пользу или вред?». Сочинения содержали сведения о вреде, который человек наносит природе. О пользе, приносимой людьми, написали 96%. То есть 4% учащихся видят только плохое, вред от людей. В определенной ме­ре это крайне негативное суждение свиде­тельствует либо о недостаточной информа­тивности учащихся в вопросах охраны при­роды, либо об особой восприимчивости субъекта к проблемам и бедам природы.

Остановимся подробнее на обзоре со­держания высказываний учащихся. Пер­вое, что хотелось бы отметить, — это то, что среди высказываний третьеклассников большую долю занимают высказывания, содержащие витагенную информацию, приобретенную ими на предыдущих уро­ках (природоведения, экологии, окружаю­щего мира). Например, «Высаживают де­ревья», «Берут домой больных животных и ухаживают за ними», «Зимой подкармли­вают животных», «От дыма уменьшается озоновый слой» и др. Витагенная инфор­мация содержит специфичные для нашей местности высказывания о разливах неф­ти, загрязнении почвы мазутом и т.д. Таких высказываний 15% от общего количества. Данная информация, по нашему мнению, получена из нескольких источников: 1) из средств массовой информации; 2) личных наблюдений в природе (во время сбора ягод, грибов в лесу вблизи от нефтепрово­дов или нефтяных месторождений; 3) из бесед с родителями-нефтяниками; 4) из бе­сед со сверстниками, имеющими данную витагенную информацию; 5) из материа­лов школьных предметов.

Мини-сочинения содержат высказыва­ния как о мире дикой природы, так и при­роде «окультуренной» (парки, посаженные цветы, деревья). Таких высказываний при­мерно равное количество. Хотя 40% из них могут быть отнесены и к миру дикой при­роды, и к природе города. Например, «Лю­ди убирают мусор», «Сажают новые дере­вья» и др. Высказывания учащихся о при­роде города ограничиваются предложения­ми: «Люди поливают растения», «Делают кормушки», «Дым от фабрик и заводов за­грязняет воздух» и не отражают всего спе­ктра экологических проблем и мероприя­тий в городе. Например, нет ни одного вы­сказывания об обрезке деревьев, о контро­ле чистоты воздуха и т.д.

Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников (Часть №3)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *