Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников (Часть №3)

Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников (Часть №2)

В.Л. КРИВЕНКО,
учитель начальных классов гимназии № 4 г Сургута

Высказывания третьеклассников о поль­зе, приносимой природе людьми, можно классифицировать на две группы: 1) выска­зывания о конкретных делах, мероприяти­ях, приносящих пользу природе; 2) высказывания о том, как человек помогает приро­де «пассивно» (не мусорит, не ломает, не рвет). Доля высказываний этих групп со­ставляет соответственно 62% и 38% от об­щего количества высказываний о пользе, приносимой человеком в природе. Положи­тельным фактором, на наш взгляд, является то, что высказываний учащихся об актив­ной помощи человека природе гораздо больше. Мы связываем это с возросшим в последнее время вниманием общества к проблеме охраны природы как на государ­ственном уровне, так и на местном.

Высказываний о вреде, наносимом при­роде человеком, на 33% больше. Причина этого — специфика преподнесения данного вида сведений в средствах массовой инфор­мации: экологические катастрофы и проис­шествия освещаются шире и активнее, чем достижения в охране природы, хотя, вероят­но, они и скромнее, менее заметны в силу объективных причин (к экологическому ми­ровоззрению пришли еще далеко не все).

Высказывания о вреде также можно раз­бить на две группы: 1) вред, причиняемый природе в силу необходимости (рубят дере­вья для строительства, добывают полезные ископаемые), 2) вред, причиняемый умыш­ленно или, наоборот, бездумно (мусорят, убивают животных, рвут цветы). Особого внимания заслуживают высказывания тре­тьеклассников оценочного характера и их выводы, которые характеризуют мышление учащихся как экологическое: «Большинст­во людей знают, что поступают плохо», «Некоторые люди делают карьеру, разрушая природу», «Природа дает человеку только пользу, а человек природе — и вред, и поль­зу», «Хорошие люди — пользу, плохие — вред», «Давайте беречь природу!».

Из результатов данного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Объем и содержание витагенной ин­формации третьеклассников о проблеме ох­раны природы достаточны для активного привлечения ее в учебный процесс и моде­лирования на ее основе технологии обуче­ния, в которой источником информации бу­дет не только педагог, но и ученики.

2. Экологические сведения младших школьников связаны не с мероприятиями по охране природы, свидетелями или участ­никами которых они были, а с осознанием необходимости защиты природы от челове­ка и его действий. Этот факт радует, так как экология — наука мировоззренческая, и мы, анализируя сочинения учащихся, убеди­лись, что основы такого мировоззрения уже заложены.

3. Преподавателям необходимо вклю­чать витагенную информацию школьников не только в учебный процесс, но и в другие виды познавательной деятельности.

Остановимся более подробно на некото­рых приемах использования витагенной ин­формации школьников в учебно-воспита­тельном процессе и на их основе экологиче­ском образовании и воспитании.

Некоторые из этих приемов не являются инновационными — они хорошо знакомы многим педагогам, использующим их с раз­ной периодичностью. Наша задача — обра­тить внимание педагогов на новые возмож­ности данных приемов.

Работу со своими учениками, пришед­шими в I класс, начинаю с маркетинговых исследований по специально разработан­ным опросникам, включающим в себя, кроме всего прочего, вопросы как об отноше­нии ребенка к отдельным природным объ­ектам, так и к природе в целом. В ходе этой работы исследуется уровень витагенной ин­формативности учащихся о проблемах эко­логии (на соответствующем возрасту уров­не), выявляется общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний.

Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников (Часть №4)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *