Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников (Часть №4)

Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников (Часть №3)

В.Л. КРИВЕНКО,
учитель начальных классов гимназии № 4 г Сургута

Кроме того, в течение первого учебного года ставлю перед собой задачу выявить, какими познаниями, наблюдениями, прак­тическими умениями овладевают ученики помимо школы, какие переживания, ценно­стные ориентации, интересы возникают у них в связи с этим. Как правило — это про­исходит во время бесед (индивидуальных, групповых).

Дальнейшие исследования показали, что, когда учащиеся научатся хорошо пи­сать, можно использовать в качестве ис­точников знаний о детях, об имеющейся у них жизненной информации сочинения, которые должны писаться не по плану, данному учителем, а по собственному пла­ну ученика на основе его личного опыта. Темы в большинстве случаев предлагают­ся учителем, но они должны быть сформу­лированы так, чтобы излагаемый школьни­ками материал, их мысли носили не репро­дуктивный, а творческий, поисковый ха­рактер, раскрывали весь спектр знаний учеников. Назовем несколько таких тем: «О чем мне рассказал старый кедр?», «Природа весной», «Мир вокруг меня», «Лужа во дворе моего дома», «Сказка об облаке и солнце», «Человек — друг или враг в природе», «Что такое красота?».

Прием стартовой актуализации жиз­ненного (витагенного) опыта учащихся заключается в том, чтобы выявить, каким запасом знаний на уровне обыденного со­знания обладали учащиеся, прежде чем получили необходимый запас образова­тельных (научных) знаний, т.е. этот прием используется до изучения нового материа­ла и позволяет определить уровень инфор­мированности учащегося по тому или ино­му вопросу и соответственно ему откор­ректировать содержание нового материала и процедуру его изучения. Здесь приемле­ма прямая постановка вопроса «Что вы знаете о …?».

Рекомендуем другие статьи:

Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Смысл данного приема заключается в том, чтобы одухотворить, очеловечить объекты природы, приписывая им человеческие ка­чества, мотивы действий. Реализация дан­ного приема возможна посредством дет­ских сочинений, сказок, стихов, инсцени­ровок («О чем нам рассказала капелька дождя?»).

Прием творческого моделирования иде­альных образовательных проектов. Смысл данного приема заключен в том, чтобы дать учащимся в своем воображении построить идеальную модель, материалами для кото­рой послужил бы прежде всего витагенный опыт учащихся. Учащимся дается задание разработать модель, смысл которой сфор­мулирован так: «Когда люди срубили по­следнее дерево…» или «Все насекомые уле­тели на другую планету…».

Педагогам необходимо помнить о том, что любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у ребенка оп­тимистическую перспективу («Оказывает­ся, я вот сколько об этом знаю!»).

Для нашего исследования были значимы выводы, сделанные Н.Г. Морозовой: … не­обходимо проверить те представления, с ко­торыми дети приходят в школу или на урок, те первичные знания и интересы, тот лич­ный опыт, за который можно «зацепиться», чтобы новые умения и знания сделались «своими», были «усвоены». Знания детей важно не только «прощупать», но и допол­нить, уточнить, ввести нужные коррективы, тогда на них можно опираться.

Экологическое образование и воспита­ние должно быть всеобъемлющим и много­системным. На наш взгляд, витагенный подход — один из путей решения данной проблемы.

Каждый учитель, работающий творчес­ки, вероятно, знает и использует свои при­емы, формы и средства, которые позволя­ют ему проанализировать жизненный опыт учащихся и соответственно строить свою педагогическую стратегию. Автор будет считать свою задачу выполненной, если педагоги, прочитавшие данный мате­риал, заинтересуются проблемой востре­бования и применения витагенной инфор­мации школьниками для их экологическо­го воспитания и образования.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *