Изучение символики в классах компенсирующего обучения. Часть №1.

М.В. ЛОМАКО, учитель школы № 12 г. Коломны Московской области
Е.В. ЗВОНОВА,доцент Коломенского государственного педагогического института

Классы компенсирующего обучения (или классы здоровья), которые функционируют в современной начальной школе, комплек­туются для помощи детям, которые по ряду причин оказались не готовы к школьному обучению. Это в основном дети, которые часто болеют или недостаточно подготов­лены к школьному обучению. Сюда же по­падают дети из семей беженцев, как прави­ло, с плохим знанием русского языка, которым необходимо адаптироваться в сре­ду с иноязычной культурой. Цель создания классов компенсирующего обучения — формирование оптимальных, щадящих ус­ловий для развития и обучения, для оказа­ния помощи ученикам, которые после окончания начальной школы вольются в V класс, обучающийся по общеобразователь­ной программе.

Понятие «компенсация» произошло от латинского слова «compensatio» — возме­щение, уравновешивание. Различаются: а) компенсация физиологических функций, которая не требует специального обучения и проходит путем автоматической перест­ройки организма, б) компенсация на уровне сложных психических процессов, которая протекает путем сознательного переобуче­ния и осуществляется с помощью вспомога­тельных средств. Методы компенсаторного воздействия предполагают использование огромных ресурсов мозга, которые опреде­ляются его пластичностью, возможностью образования ассоциативных нервных свя­зей, отсутствием узкой специализации нервных клеток.

Важным условием компенсирующего обучения является создание условий для развития психических функций человека. Большую помощь в развитии детей могут оказать занятия по факультативному курсу, разработанному Н.Г. Салминой, О.В. Фили­моновой, О.Г. Сильновой[1]. Конечно, внед­рение развивающего курса в классы ком­пенсирующего обучения требует дополни­тельных отработок некоторых моментов, поэтому мы предлагаем несколько разрабо­ток уроков, ориентированных на работу в классах данного типа.

Мир знаков, который открывается пе­ред ребенком, должен помочь ему в зна­комстве с действительностью. Поскольку дети еще плохо умеют писать, особое зна­чение приобретают уроки, на которых про­исходит знакомство со знаками, используе­мыми в школе.

Покажем, как это можно сделать на при­мере урока по теме: «Знаки в школе. Рас­писание уроков».

Помимо знакомства детей со знаками, которые можно увидеть в школе, следует рассказать, как они используются. Кроме того, в ходе урока у детей развиваются мы­шление и речь.

Начало урока посвящено знакомству со знаками, обозначающими различные виды спорта. Это вводная часть урока. Учитель раздает детям карточки с рисунком какого- либо вида спорта и просит рассказать, что на них изображено.

Дети поднимают карточки, называют знаки и объясняют, почему этот знак обо­значает тот или иной вид спорта. Например: на карточке клюшка и шайба — это хоккей. Объяснение ребенка: «Шайба и клюшка — это самые важные вещи при игре в хоккей. Без них играть нельзя».

На карточке — лента, мяч, обруч. Это предметы, обозначающие художественную гимнастику.

Учитель обращает внимание на то, что не нужно рисовать подробную картинку. Знаком может быть изображение одного предмета или его части.

Рекомендуем другие статьи:

Дети рисуют и объясняют, почему они выбирают тот или иной вид спорта. Напри­мер, девочка проводит синим карандашом волнистую линию и объясняет: «Я выбираю плавание, потому что летом я плавала, и мне бы хотелось заниматься плаваньем». Другой ребенок рисует мяч: «Я люблю иг­рать в футбол». Его сосед пытается изобра­зить рапиру: «Мне бы хотелось научиться фехтовать».

Таким образом, дети выявляют главное в знаке: знак передает основной признак предмета или действия, без которого это действие невозможно.

Затем учитель предлагает тихонько пройти по школе и посмотреть, какие знаки вывешены на этажах. Экскурсия по школе занимает 10-12 минут.

После экскурсии дети поднимают кар­точки со знаками, которые они увидели в школе, и стараются объяснить, что тот или иной знак обозначает и почему он появился в школе.

Учитель: «Только что мы с вами совер­шили экскурсию по нашей школе. А теперь представим себе, что мы пришли в школу, где учится Буратино. Внимательно рассмо­трите рисунок. Соедините стрелками раз­личные кабинеты школы и подходящие им знаки» (рис. 1).

Дети выполняют задание в учебнике-те­тради, а потом попарно проверяют друг у друга, правильно ли выполнил задание со­сед. Организация совместной работы явля­ется обязательным компонентом урока. Придуманный знак должен быть понятен другим людям. Если сосед по парте не по­нимает, что означает знак, значит, он не пе­редает узнаваемые признаки предмета или действия.

Учитель: «А теперь давайте придумаем знаки, обозначающие названия наших уро­ков в школе и по этим знакам составим рас­писание».

Дети придумывают знаки для обозначе­ния уроков чтения, рисования, родного язы­ка, труда и т.д. Они обсуждают знаки и вы­бирают самые удачные. Учитель собирает рисунки со знаками, придуманными деть­ми, и составляет расписание, которое висит у доски на протяжении всего первого полу­годия (рис. 2).

Итогом урока является знакомство со знаками, которые можно использовать в школе. Обосновывается основное назначе­ние знака — передача информации, понят­ной для всех людей.

Изучение символики в классах компенсирующего обучения. Часть №1.

Изучение символики в классах компенсирующего обучения. Часть №1.

[1] Весь курс представлен в учебниках-тетрадях: С а лмина Н.Г., Филимонова О.В., Сильно- ва О.Г. Путешествие в мир знаков. Учебник-тетрадь, I класс. — М.: Аркти, 1999;

Салмина Н.Г. и др. Путешествие в мир символов. Учебник-тетрадь, II класс. — М.: Аркти (в печати).

Изучение символики в классах компенсирующего обучения. Часть №2.

Похожие статьи:

  • Рекомендации по воспитанию застенчивых детей 1. Нужно учитывать имеющиеся возможности ребенка, его реальный потенциал. Нельзя заставлять его выходить на сцену и громко читать стихотворение - это пока ему не под силу. Возможно, он […]
  • Формирование основ физкультурной деятельности. Часть №2. Формирование основ физкультурной деятельности. Часть №1. В.Н. ВЕРХЛИН, Е.А. ШУКТАЕВА, учителя школы № 415 Москвы Какие же задачи мы ставим, организуя третьи уроки физической культуры с […]
  • Формирование основ физкультурной деятельности. Часть №1. В.Н. ВЕРХЛИН, Е.А. ШУКТАЕВА, учителя школы № 415 Москвы В нашей общеобразовательной средней школе №415 г. Москвы педагогический коллектив, администрация уделяют постоянное внимание […]
  • Что делать, если ребенок отказывается идти в школу Бываю такие моменты, когда ребенок приходит из школы, бросает свой портфель и отказывается туда идти. Что же делать? Большинство родителей панически со скандалами выявить причину […]
  • Стили воспитания В зависимости от уровня родительского контроля и поддержки выделяют четыре стиля воспитания детей родителями: Авторитарный родительский стиль; приоритетом родителей, которые […]
  • Воспитательная роль сказки Нельзя представить себе существование любого малыша без сказки. Причина этого кроется не только в том, что ребенок охотно верит в чудеса, но и в удивительной и воспитательной роли сказки. […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *