Развитие творческого потенциала у младших подростков

В наше время в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает к этому не готов. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость, уникальность. Проявление собственной уникальности непосредственно связано с осмыслением своего соответствия жизни.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру является проблемой для большинства людей. Люди действуют по заранее заданным программам, схемам, шаблонам. Такая запрограммированность поведения приводит к переживанию бессмысленности своего существования, к возникновению чувства протеста против требований общества, которые не позволяют отклоняться от принятых норм.
Подобные переживания могут привести как к наркомании, алкоголизму, девиантному поведению, так и к возникновению многочисленных психосоматических и хронических заболеваний.

Развитие творческого потенциала у младших подростков

НЕПЛОХОЙ НАБОР

При обсуждении проблемы творческого поведения, прежде всего, встает вопрос о его критериях.
Творческое поведение возникает в том случае, если человек безоценочно относится к жизни. То есть жизненные ситуации не воспринимаются им как хорошие или плохие: к ним не прикладываются оценочные критерии.
При таком понимании способность к творчеству (в лаборатории одаренности Психологического института РАО мы ввели для себя понятие «творческость») рассматривается нами как личностная характеристика. Анализируя научную литературу и ответы экспертов, мы пришли к выводу, что основными критериями творческости являются следующие личностные особенности:

  • высокая самооценка;
  • открытость новым идеям;
  • устойчивость к неопределенности;
  • независимость;
  • настойчивость;
  • умение чувствовать проблему;
  • гибкость.

Совокупность этих характеристик является составной частью положительной Я-концепции.

В КУЛЬТУРНЫХ РАМКАХ

Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерса, В. Сатир, Э. Фромма и многих других), потребность в самовыражении является основной в человеческой жизни.
Как и всякая потребность, она нуждается в адекватных способах удовлетворения и реализации. Парадоксом творческого самовыражения является то, что для его осуществления необходимо овладение культурными нормами.
Овладение этими нормами — гарантия того, что творческое самовыражение будет осуществляться в определенных культурно заданных пределах, не принося обществу вреда и не разрушая его основ. К тому же культурно выработанные средства самореализации представляют собой материал, используемый в творческом самовыражении.
Если процесс личностного развития завершается усвоением культурно заданных образцов, то это ведет личность к тупику — к омертвению, стереотипизации, шаблону. Если же это усвоение является лишь этапом личностного роста, за которым следует свободное и гибкое развитие средств для выражения собственной индивидуальности, то это открывает человеку практически безграничные возможности для личностного роста.

РОКОВОЕ НЕСООТВЕтСТВИЕ

Сначала ребенок учится выражать свои чувства. Собственно говоря, выражение себя и есть не что иное, как выражение своих чувств, относящихся к какому-либо событию, какой-либо ситуации.
Человеческие чувства представляют собой субъективную оценку объективных событий. Всякая реакция человека на жизненные обстоятельства эмоционально окрашена, и именно это делает реакции индивидуальными. Не будь этой эмоциональной окрашенности, не было бы и собственно переживания, и реакции человека ничем не отличались бы от реакций запрограммированного компьютера.
Но переживание чувства и его выражение — разные вещи. Для того чтобы выражение чувства могло стать проявлением индивидуальности человека, оно должно быть адекватным — то есть соответствовать ситуации, и в первую очередь — самому чувству. А именно этого зачастую и не происходит.
Такая инконгруэнтность между испытываемым чувством и его выражением лежит в основе многих внутренних конфликтов. недаром в психотерапии особое внимание обращается на распознавание человеком своих чувств и их выражение.

В ПЛЕНУ СТЕРЕОТИПОВ

Палитра человеческих эмоций широка и разнообразна. Однако вся она построена на базовых эмоциональных переживаниях, количество которых ограничено и которые даны человеку как биологическому существу для его выживания.
Человека же учат испытывать в конкретных ситуациях те или иные переживания. Тем самым закладывается основа для внутренних конфликтов, поскольку общественные нормы в области эмоциональных переживаний часто противоречат собственной реакции организма. В результате человек обучается стереотипам эмоционального реагирования на события, которые не соответствуют его истинному отношению к этим событиям.
В таких условиях, когда человек лишен возможности выразить свое истинное отношение к чему-либо, ни о каком творчестве говорить не приходится. Или же, в лучшем случае, творчество осуществляется по типу сублимации. Правда, при этом сублимируются не только сексуальные влечения, а все эмоциональные реакции, отражающие истинное отношение человека к жизни.
Постоянно подавляя свои эмоции и чувства, человек не может вырасти в творческую личность. В соответствии с выученными стереотипами эмоционального реагирования он настойчиво пытается быть счастливым там, где он не может быть счастлив; он «выучен на несчастье», обучен постоянно делать себя несчастливым. А творчество — это прежде всего счастье, переживание осмысленности своего существования.

ВОЗРАСТНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Развитие творческого потенциала у младших подростков

Мы считаем детей младшего подросткового возраста особенно сензитивными к овладению средствами самовыражения. При этом мы исходим из следующих соображений.
В 10—11 лет ребенок становится достаточно автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Дети умеют учиться, ими усвоены основные социальные конвенциональные нормы, начался латентный период полового созревания. Чувство взрослости приводит к появлению потребности в новых средствах самовыражения.
У младшего подростка кардинально меняется самосознание; у него возникает особый интимный личностный мир, который становится предметом пристального интереса. Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой — к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира другими людьми. Последним объясняется столь характерное для этого возраста стремление к дружескому общению, тесным личностным контактам.
Итак, у младшего подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним — потребность в поддержке и принятии этой индивидуальности со стороны других, для чего она должна быть донесена до других людей. Поэтому возникает интерес, с одной стороны, к своему внутреннему миру, а с другой — к средствам его выражения.

КАРДИНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Эти особенности развития являются важной характеристикой самосознания младшего подростка, и они находят свое выражение во всех сферах его жизни — физической, интеллектуальной, нравственной и эмоциональной.
В физической области это связано с активизацией нейроэндокринной системы, с бурным физическим ростом, с дискоординированностью.
«Обращенность вовнутрь» в этой области осуществляется через оценку своих физических совершенств или недостатков. Подросток осознает свое новое тело, ощущает его как несовершенное, предъявляет к нему массу требований. Возникает оценочное отношение к своей внешности, критичное отношение к телу.
«Обращенность вовне» проявляется в стремлении к телесному совершенству, к физическому самосовершенствованию, к улучшению себя и своего внешнего вида. У мальчиков это реализуется в соревновательности, в стремлении к физическим достижениям, в «накачке» мускулов, прибавке физической силы. У девочек — в интересе к моде, косметике, нарядам, к украшению себя. И для мальчиков, и для девочек характерно стремление к идеалу, понимаемому как воплощение внешнего, физического совершенства.
В интеллектуальной области это связано с развитием логического мышления.
«Обращенность вовнутрь» здесь проявляется в умении устанавливать логические связи и отношения, в формировании новой, более широкой и связной картины мира.
«Обращенность вовне» проявляется в резком расширении сферы интересов. «…Назревание и появление новых влечений и потребностей безмерно расширяют круг вещей, имеющих побудительную силу для подростков, так целые сферы деятельности, прежде нейтральные в отношении ребенка, сейчас становятся основными моментами, определяющими его поведение, так вместе с новым внутренним миром для подростка возникает по существу и совершенно новый внешний мир» (Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4, с. 20—21).
В нравственной области «обращенность вовнутрь» проявляется в овладении объективными моральными нормами, а «обращенность вовне» — в требовании принятия своей индивидуальности, в повышенном чувстве справедливости.
В эмоциональной сфере «обращенность вовнутрь» проявляется в преобладании процессов возбуждения над торможением. Предпубертатные гормональные изменения приводят к тому, что подросток не справляется с собственными эмоциональными переживаниями. Эмоции плохо контролируются, возникают беспричинные — или по пустяковым поводам — эмоциональные вспышки.
«Обращенность вовне» проявляется в повышенном интересе к другим людям, в стремлении к близкому интимному общению. И если в младшем школьном возрасте наиболее эмоционально насыщенными были отношения со взрослыми, а нормативные требования были обращены на сверстников (которые и оценивались в соответствии с ними), то в подростковом возрасте центром эмоциональной жизни становятся отношения со сверстниками, а нормативные требования адресуются взрослым.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Нами была разработана программа, направленная на развитие творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста.
Основным условием развития творческости является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с такими принципами гуманистической психологии, как безоценочность, принятие других, безопасность, поддержка.
Другим условием развития творческости является содержание программного материала.
Цель развивающей программы — предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей развития мира, в котором они живут, понимание жизненных перспектив.

Программа состоит из четырех блоков.

«Я — Я» (подросток в общении с самим собой).
«Я — другой» (подросток в общении с другими).
«Я — общество» (отношения подростка с общественными институтами).
«Я — мир» (как подросток исследует этот мир).

Программа построена на принципах развивающего обучения, предложенных А.М. Матюшкиным: проблемность, диалогичность, индивидуализация.

Участниками эксперимента были 24 ученика в возрасте 11—12 лет. С ними был проведен курс занятий, состоящий из 36 учебных часов.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДИКИ

Цели нашего исследования заключались в следующем.

Развить творческий потенциал детей.
Организовать взаимодействие между детьми и взрослыми в соответствии с принципами гуманистической психологии.
Дать ученикам психологические средства, обеспечивающие их личностное саморазвитие.

Цели исследования были конкретизированы в следующих задачах.

Восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребенка.
Позитивно подкреплять все идеи и ответы ученика.
Использовать ошибку как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
Максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребенка.
Создать климат взаимного доверия.
Обеспечить независимость детей в выборе и принятии решений.
Использовать интеллектуальные задачи, которые невозможно решить обычными способами.

В исследовании были использованы следующие методики.

Для измерения самооценки — шкала Пирса—Харриса.
Для измерения уровня интеллектуального развития — прогрессивные матрицы Дж. Равена.
Для измерения творческого потенциала личности — тест  Э. Торранса.
Для измерения вербальных творческих способностей — тест Медника.

Все тесты предъявлялись дважды: до и после реализации программы.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В ходе реализации программы детей учили пользоваться средствами самовыражения — как вербальными, так и невербальными.
Для обучения детей средствам эмоционального самовыражения мы применяем различный материал: литературные произведения; проблемные ситуации (решение какой-либо проблемы); драматизация ситуаций, придуманных детьми; конфликтные ситуации из реальной жизни или литературы; различные игры.
Основным способом, с помощью которого дети выражают свое настроение, является рисунок. Участников не ограничивают ни в средствах, ни в формах рисования.
Делая рисунки в начале и в конце занятия, дети видят, как изменилось их настроение, осознают, что с ними произошло. Если ребенок считает, что рисунок выражает его настроение не полностью, он может словами описать, какой запах имеет его настроение, какой вкус. По желанию ребенок может дополнить рисунок движением, либо целиком заменить его движением, пантомимически изображая свое настроение.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Здесь приведены показатели тестовых измерений, свидетельствующие о происшедших в результате проведенной работы изменениях в творческом развитии детей.
Показатели творческого мышления повысились у всех детей; максимально повысились показатели разработанности и беглости.

Показатели До обучения После обучения
Беглость 50,8 66,0
Гибкость 45,8 59,9
Оригинальность 50,5 62,4
Разработанность 43,5 50,3
Общий 47,9 60,0

Повышение показателей по интеллектуальным тестам было не столь высоким (рис. 1). Это связано с тем, что многие дети обнаружили максимально высокий уровень интеллектуального развития до начала эксперимента. Максимальное повышение отмечено у детей со средним уровнем интеллектуального развития (рис. 2).

Развитие творческого потенциала у младших подростковрис. 1

Развитие творческого потенциала у младших подростковрис. 2

Самооценка повысилась у всех детей.
Атмосфера принятия способствует повышению творческой активности у детей и повышает их самооценку.
Возможность реализации творческой активности тесно связана с позитивным образом «Я».

Условия, благоприятствующие созданию позитивного образа «Я»:

а) удовлетворение потребностей в безопасности и принятии;
б) свобода самореализации.

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук

 

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *