Формирование основ физкультурной деятельности. Часть №2.

Формирование основ физкультурной деятельности. Часть №1.

В.Н. ВЕРХЛИН, Е.А. ШУКТАЕВА,
учителя школы № 415 Москвы

Какие же задачи мы ставим, организуя третьи уроки физической культуры с ярко выраженной «образовательной» деятельностью?

В I классе научить учащихся слушать теоретический материал по физической культуре; поддерживать беседу со сверстниками и учителем по изученному теоретическому материалу, выполнять задание в тетради по физической культуре; самостоятельно проводить физкультурно-оздоровительные занятия; дать знания о личной гигиене и режиме дня.

Во II классе учащиеся должны уметь осмысливать теоретический материал и по ходу разговора выносить свои суждения; приводить примеры из своих практических занятий; должны ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, упражнения на формирование осанки, домашние задания по физической культуре и физкультурной минутке; знать правила дыхания во время физкультурно-оздоровительных занятий.

В III классе учащиеся должны иметь навык соблюдать правила техники безопасности при выполнении физических упражнений; уделять двигательной деятельности больше времени, чем в I и во II классах; знать о влиянии физкультурно-оздоровительных занятий на развитие физических способностей.

В IV классе учащиеся должны закрепить знания о физической культуре, знать и соблюдать правила поведения и технику безопасности во время физкультурно-оздоровительного занятия.

Приводим примерный ход занятия по теме «Осанка» (II класс).

Задачи: ознакомление с одним из комплексов упражнений на формирование осанки, сообщение о значении выполнения данных упражнений для здоровья человека, о роли дыхания во время выполнения упражнений.

Учитель читает стихотворение С. Маршака «Знаки препинания».

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал
Чудак —
Восклицательный знак.
Никогда не молчит,
Оглушительно кричит:

Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!

Учитель делает паузу и вызывает трех учеников написать на доске восклицательный знак, а затем продолжает читать:

Притащился кривоносый
Вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:

— Кто?
Кого?
Откуда?
Как?

Учитель просит вызванных учеников написать на доске вопросительный знак и спрашивает: «Какой из этих знаков препинания стройнее и красивее?»

— Правильно! Восклицательный знак! — говорит учитель и приводит высказывание С. Ожегова: «Осанка — внешность, манера держать себя (преимущественно о положении корпуса, складе фигуры)», а затем читает рассказ «Ну, почему же?»

Велик взял с собой соседа Эдика на пришкольную площадку поиграть. Но в этот день им не повезло. Пошел дождь. Они побежали спрятаться от дождя к Велику. Дом, в котором жил Велик, находился совсем рядом.

— Велик, ты посмотри на себя в зеркало… твоя фигура напоминает точно вопросительный знак. Отчего это?

— Не знаю!

— У меня раньше тоже фигура была некрасивой, я был таким сутулым. Ужас! В школе учился так себе, быстро уставал. Ел без аппетита. Мы с мамой пошли к врачу. Тот посоветовал больше заниматься физкультурой.

Я послушался совета врача. По утрам стал заниматься зарядкой. Организовывать подвижные игры и участвовать в них. Три-четыре раза в неделю. Заниматься легкоатлетическими и другими упражнениями. Но особенно мне помогли специальные упражнения на формирование осанки, которые делаю уже как полгода каждый день. Теперь видишь, какая у меня фигура?

— Красивая, — говорит Велик. — А у меня на физкультуру времени не хватает. Долго сижу за домашними уроками. Потом занимаюсь в музыкальной школе.

— Но ты же хочешь исправить свою осанку? — говорит Эдик.

Формирование основ физкультурной деятельности. Часть №2.

Рекомендуем другие статьи:

 

— Да! Да!

— Давай-ка сначала я помогу тебе разучить специальные упражнения на формирование осанки, показанные на рисунках в учебнике по физкультуре!

— Вот это здорово! — воскликнул Велик. — Ты хороший друг!

И они стали разучивать упражнения.

Велик пришел домой радостный:

— Мама, мы сегодня с Эдиком разучили упражнения на формирование осанки!

— Где вы эти упражнения нашли? — спросила мама.

— В учебнике!

— В каком учебнике?

— По физкультуре.

— Покажи, пожалуйста, мне учебник.

Велик показал маме разученные упражнения. При поднимании и разведении рук — делал вдох, при опускании — выдох. При приседании и наклонах делал выдох, выпрямляясь — вдох. При ходьбе на месте дышал равномерно. Потом сказал, что Эдик, выполняя эти упражнения ежедневно, стал на 2-4 см выше, а самое главное, он перестал сутулиться?

— Здорово! Правда!

— А теперь ответьте на вопросы:

  1. Какой знак препинания напоминала фигура Велика?
  2. Какими занятиями добился красивой фигуры Эдик?
  3. В каком учебнике нашли друзья специальные упражнения на формирование осанки?
  4. Какое значение для здоровья имеют упражнения на формирование осанки?
  5. На каком из рисунков 1, 2 фигура такая же, как у Эдика, а на каком, как у Велика?

Затем учитель приводит высказывание Ш.Х. Сефферта: «В Древней Греции считали, что чем лучше осанка, тем весомее личность человека» и слушает сообщения учащихся о вариантах дыхания во время выполнения специального комплекса упражнений на формирование осанки.

Рассмотрите рисунки со специальными упражнениями (с мешочком на голове) на формирование осанки и подпишите, при каких движениях делают вдох, при каких — выдох?

Формирование основ физкультурной деятельности. Часть №2.

  1. Ходьба на месте — дыхание равномерное.
  2. При разведении рук в стороны, поднимании вперед, вверх — вдох. Возвращаясь в исходное положение — выдох.
  3. При сгибании ног в коленях — выдох, возвращаясь в исходное положение — вдох.
  4. Поднимаясь на стул — вдох; встав на стул — выдох.

При приседании — выдох, возвращаясь в исходное положение — вдох.

— Какие из показанных на рисунках упражнений вы выполняете дома? Выполняют ли упражнения на формирование осанки ваши сестра или брат?

Сегодня во второй части урока мы разучим показанные на рисунках упражнения. Помните! Специальные упражнения способствуют формированию осанки. А хорошая осанка снимает утомление и способствует всестороннему развитию физических способностей и правильному дыханию.

Подвижная игра «Класс, смирно!»

Играющие стоят в одной шеренге. Учитель, стоя лицом к классу, подает команды. Играющим следует выполнять команду только в том случае, если учитель показывает упражнение с подачей команды «Класс!». Тот, кто ошибется, делает шаг вперед, но продолжает играть.

В игре отмечаются три ошибки, первая — играющий выполнил упражнение без предварительного слова «класс», вторая — играющий не выполнил упражнение после команды «класс», третья — играющий не следит за осанкой.

Если играющий допустил ошибку и, сделав шаг вперед, вновь допускает ее, то он делает еще шаг вперед. В конце игры отмечаются ученики, которые не допустили ошибок или допустили меньше других.

Такие беседы помогают детям понять, как важно бережно относиться к своему здоровью и как важно для этого выполнять все рекомендации учителя физической культуры.

Тем, кто ведет спортивный час в группе продленного дня, мы также советуем, помимо организации «способов физкультурной деятельности с общеобразовательной направленностью» (как сказано в примерной программе по физической культуре (1999 г.), обратить внимание на формирование основ знаний физкультурной деятельности.

 Журнал «Начальная школа» 4/2002

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *