Психологическая защита ребенка

В сложных ситуациях, вызывающих у растущей личности чувство неудовлетворенности, срабатывает психологическая защита — формы особого реагирования на дискомфорт. Их немало.

Характерные для детей формы психологической защиты

Вытеснение — ребенок «выгоняет» нежелательные для него переживания, мысли, воспоминания из сознания — как бы их не было вовсе. Отрицание — отказ признать наличие угрожающих факторов, отрицание угрозы.

Проекция — приписывание собственных побуждений и чувств других людей, обвинения их в том, в чем ребенок виноват сам.

Рационализация — попытка объяснить другим свое нецелесообразное поведение удобными причинами, маскировки, сокрытия истинных мыслей, чувств, мотивов поведения, признание которых грозит потерей самоуважения.

Соматизация — бегство в болезнь, попытки погрузиться в нее, приковать к себе внимание значимых людей как средство и способ защиты от угрожающей реальности.

Блокировка — торможение сознанием социально неприемлемых или не одобряемых проявлений поведения, которые не соответствуют образу идеального Я.

Рекомендуем другие статьи:

Идентификация — уподобление стрессору, достижение символического обладания желаемым и недосягаемым, подражание образцам, позволяющие преодолеть чувство неполноценности, собственной несостоятельности.

Агрессия — аддитивная форма снятия напряжения путем выражения обид, угроз, вербального или физического давления на других.

Психологическая защита дает ребенку возможность хотя бы временно облегчить свое отрицательное эмоциональное состояние, снять напряжение, исказить смысл события так, чтобы не навредить представлением о себе как лице, отвечающем определенному идеалу. Указанные выше способы «достойного» выхода ребенка из сложной ситуации снижают тревогу, чувство дискомфорта, позволяют сохранить непротиворечивость Я-образа именно благодаря искривленной оценке реальности. Использование растущей личностью механизмов психологической защиты показывает, что другим способом она не способна без ущерба для своего психического здоровья справиться с ситуацией. Важно, чтобы педагоги это понимали и не спешили упрекать и обвинять ее.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *